ГАИ была создана в СССР в 1936 году, а на государственном уровне праздник отмечается с 2009 года, когда министр внутренних дел подписал приказ «Об объявлении Дня Госинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».

Первые единые для всей страны Правила движения по улицам и дорогам в Советском Союзе были введены в действие с 1 января 1961 года. Тогда появилась общегосударственная система обеспечения безопасности дорожного движения. Даже трудно представить, что бы происходило на дорогах, если бы не было ГИБДД. А ведь численность и мощность моторов автотранспорта с каждым годом растет, движение становится все интенсивнее, поэтому и инспекторам дорожного движения приходится все сложнее.

«Да, нашим сотрудникам работы всегда хватало, а сегодня тем более, – подтверждает начальник отдела ГИБДД ОМВД России по Волжскому району подполковник Дмитрий Николаевич Баландов. – Территория обслуживания у нас большая, к тому же инспекторам при необходимости приходится выезжать на происшествия. К нам приходят служить люди со специальным юридическим образованием, то есть подготовленные, грамотные, многие уже в отделе набираются практического опыта.

В ГИБДД по Волжскому району служат отличные специалисты. Это касается всех подразделений, а их у нас несколько: взвод дорожно-патрульной службы, технический надзор, дорожный надзор, отделения розыска, агитации и пропаганды и группа исполнения административного законодательства. Выделить по степени важности какое-то из направлений трудно – все необходимы.

Например, технадзор ведет контроль технического состояния транспортных средств на линии, в том числе за грузовыми и пассажирскими перевозками; дорожный надзор следит за тем, чтобы строители автотрасс в полной мере выполняли свои обязанности, правильно устанавливали дорожные знаки, отслеживает качество и безопасность проводимых работ. Разыскники ищут угнанный и похищенный автотранспорт, водителей, скрывшихся с места происшествия, – это тоже сложная и интересная работа. К слову, они по осколкам стекла или бампера могут найти участников ДТП.

Инспекторы ДПС заступают на двенадцатичасовую смену в 6.30. В составе экипажа обычно два офицера, в 18.30 их сменяет другой экипаж. Служба – круглосуточная.

Внимательность, знание закона, аккуратность требуются от сотрудников группы исполнения административного законодательства. Они следят за правильностью составления административных материалов, направляют их в другие регионы, если нарушитель зарегистрирован там, в федеральную службу судебных приставов, следят за выплатой штрафов, наложенных судом.

Но, пожалуй, самая ответственная и сложная служба у сотрудников ДПС. Каждый день на автотрассы Волжского района выезжают пять экипажей, в отдельных случаях мы можем увеличить их количество до восьми».

В своем рассказе Дмитрий Николаевич отметил и отдел агитации и пропаганды. Это относительно новая служба, ее появление продиктовано временем и необходимостью вести профилактическую работу среди всех участников дорожного движения. Но особое внимание в этом деле уделяется детям и молодежи. Большинство мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводит в районе инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения лейтенант
М.А. Ефимова. Мария Александровна – частый гость детских садов и школ, она рассказывает ребятам о правилах дорожного движения, организует интересные игры и викторины с малышами и подростками, проверяет их знание ПДД, содействует вовлечению детей в ряды юных инспекторов дорожного движения. В последнее время она вместе с педагогами и воспитателями ведет широкую пропаганду образа законопослушного водителя и пешехода, подключая к ней средства массовой информации и социальные сети. Бывает, инспектору звонят дети и сообщают: «Мама сегодня хотела перейти дорогу в неположенном месте, я ей не разрешила и даже назвала статью административного кодекса!»

Сейчас работу отделов ГИБДД оценивают прежде всего по состоянию безопасности дорожного движения в районе. Чем больше показатель ДТП, тем активнее сотрудники начинают проводить профилактическую работу, в частности группо-
вые целевые рейды «Тонировка»
(4 рейда в 2021 г.), «Ремень безопасности» (6), «Трезвый водитель» (7), «Пешеходный переход» (6), «Детское удерживающее устройство» (6). Это зависит от того, какой вид нарушений ПДД преобладает.

Как сообщил Д.Н. Баландов, за шесть месяцев нынешнего года на территории Волжского района количество ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого снижено на 3% (67 происшествий), число раненых в них людей – на 5% (93 человека), но значительно увеличилось число погибших – на 57 процентов (с 6 до 11 человек).

Основными видами ДТП были столкновения транспортных средств (31 происшествие) и наезд на пешеходов (15). Главные причины ДТП – нарушение правил расположения транспорта на проезжей части (14) и выезд на полосу встречного движения (11 происшествий).

По наблюдениям инспекторов, ДТП, связанные с выездом на встречную полосу движения, наиболее часто происходят на автодорогах регионального и федерального значения. В этом году по этой причине погибли 3 человека и 19 получили травмы.

Для усиления профилактической работы по снижению уровню аварийности и предупреждению ДТП с тяжкими последствиями сотрудники ГИБДД Волжского района провели целевое мероприятие «Встречная полоса», обратив особое внимание на участки автомобильных дорог района, отмеченных повышенным уровнем аварийности. Инспекторы ДПС вручали водителям памятки, проводили профилактические беседы, призывали при совершении обгона особое внимание уделять таким факторам, как плохая видимость и сложные погодные условия.

- Особенность Волжского района в том, что он «проездной» - много транзитного транспорта, - говорит начальник отдела. - Грузовые и легковые машины идут со стороны Урала, из Казахстана в центр страны, на север и юг. Водители много времени проводят за рулем и, естественно, устают. Из-за этого снижается внимание, а бывает, водитель и засыпает за рулем. Отсюда много выездов на полосу встречного движения с трагическим исходом, опрокидывание транспорта. Так что волжским инспекторам приходится брать на себя и такую функцию, как контроль за физическим состоянием находящихся за рулем людей. Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши сотрудники обязательно проверяют и груз, перевозимый дальнобойщиками, например на «Оренбургском кольце». Это тоже обязанность ДПС по направлению «антитеррор».

Еще несколько лет назад СМИ пестрели сообщениями о кражах нефтепродуктов из продуктопроводов. Борьба с подобного вида правонарушениями – досмотр автоинспекторами транспорта, проверка пломб, документации – принесла свои плоды: сотрудники ГИБДД здорово помогли коллегам из ОБЭП, и теперь таких случаев практически нет.

Пристальное внимание Волжский отдел ГИБДД уделяет и состоянию автотрасс. За ним следит Управление государственного автодорожного надзора по Самарской области, помогают ему автоинспекторы района, так что получается двойной контроль. Если сотрудники ГАИ обнаружили, например, выбоины, они сообщают об этом факте для принятия мер подрядчику строительства дороги или тем, у кого она находится на балансе.

В случае необходимости установки барьерных ограждений на аварийно опасных участках трасс, а такие есть на землях Чернореченского, Подъем-Михайловского поселений, отдел выходит на министерство транспорта и автомобильных дорог, которое принимает решение об их установке. Так было с участком на федеральной трассе М5 «Урал», на подъезде к Южному городу, где такие конструктивные элементы уже расставили.

Отличным помощником автоинспекции является Самарская региональная общественная организация «Ночной патруль», действующая в регионе с августа 2015 года. Районный отдел ГИБДД поддерживает тесный контакт с его активистами. Они, например, моментально сообщают инспекторам о водителях, отъезжающих от ночных клубов в состоянии алкогольного опьянения, а сотрудники автоинспекции останавливают такого водителя и составляют протокол. «Такие организации и движения можно только приветствовать, - считает Дмитрий Николаевич. - За шесть лет они предотвратили немало правонарушений и аварий».

«Значимость работы Госавтоинспекции переоценить очень сложно, - говорит начальник отдела ГИБДД ОМВД России по Волжскому району подполковник Дмитрий Николаевич Баландов. - Именно от работы сотрудников ГИБДД зависит сохранение жизни и здоровья всех участников дорожного движения, культура поведения водителей и пешеходов. Для этого от сотрудников ГИБДД требуется высокая ответственность, бдительность и решительность. От всей души поздравляю ветеранов подразделения, личный состав с профессиональным праздником и желаю всем здоровья, счастья, благополучия и взаимопонимания  в семьях».

Александр АЛЕКСЕЕВ.

Фото Сергея БАРАНОВА.