ноСитуация с пандемией коронавирусной инфекции остается сложной из-за распространения штамма «омикрон».

 

Главный врач Самарской областной детской инфекционной больницы, главный внештатный специалист министерства здравоохранения Самарской области  по инфекционным болезням у детей Сергей Михайлович Китайчик рассказал, как менялась ситуация с детской заболеваемостью с начала пандемии, что происходит сегодня и какие последствия COVID-19 можно спрогнозировать сейчас. 

«Уже сейчас «ковидный хвост» заболеваний тянется не только за взрослыми, но и за детьми, которые болели и предыдущим штаммом «дельта», при этом мы получали очень тяжелые формы детского ковида. Были даже летальные случаи с поражением легких. Сейчас пришел новый вариант ковидной инфекции – «омикрон». Мы столкнулись с тем, что дети болеют гораздо чаще, чем раньше, болеют массово».

Как объяснил С.М. Китайчик, сейчас COVID-19 протекает как тяжелая вирусная инфекция по типу гриппозной: с общей интоксикацией и поражением верхних отделов дыхательных путей. Состояние интоксикации проявляется в виде озноба, высокой температуры до 39-40 оС. При этом важно отметить, что болеют дети всех возрастов – от новорожденных до подростков. Особенно уязвимы на этом витке пандемии  – малыши.

По словам С.М. Китайчика, на сегодняшний день больницы работают с большим напряжением как для персонала, так и для пациентов.

«Областная детская инфекционная больница работает как ковидный госпиталь. Открыты дополнительные койки в связи с высокой заболеваемостью среди детей и во второй городской больнице, а также дополнительные койки в больнице Середавина», – рассказал
С.М. Китайчик.

«Мы видим уже сейчас, что у детей имеют место изменения со стороны сердца, в том числе постковидные миокардиты. Также фиксируем астеновегетативный синдром – у детей общая слабость отслеживается, они быстро устают, появляется бессонница. Также могут обостряться хронические (или активироваться, если они были в зачаточном состоянии) поражения центральной нервной системы, – рассказал главврач Самарской областной детской инфекционной больницы. – После перенесенного COVID-19  к нам дети поступают с очень сложными заболеваниями центральной нервной системы, в том числе инфекционной природы – это энцефалиты. То есть сначала новая коронавирусная инфекция, а потом через 2-3 месяца, а иногда и через 2-3 недели, возникает очень тяжелый энцефалит, и мы уже боремся не только за сохранение каких-то функций мозга, но и за жизнь». 

С.М. Китайчик подчеркнул, что уже можно сделать определенные выводы, в частности о том, что ковид - серьезное инфекционное заболевание, в том числе и для детей, в плане постковидных последствий, которые медицина только начала изучать. 

Также врачи обращают внимание на то, что самая уязвимая категория -  младенцы до года, так как  они имеют незрелую иммунную систему. Очень важно, чтобы  взрослые  члены семьи и подростки от 12 – 17 лет обезопасили себя с помощью прививки и тем самым защитили самых маленьких членов семей.

«Все чаще в инфекционный процесс вовлекаются дети, заболевание у них протекает с поражением верхних дыхательных путей и бронхов. Впервые стали отмечаться явления бронхиолита, требующие госпитализации, - рассказала главный внештатный специалист педиатр министерства здравоохранения Самарской области по г.о. Тольятти, главный врач Тольяттинской детской клинической больницы Светлана Юрьевна Гаршина. - У детей серьезное осложнение – мультисистемный воспалительный синдром (МВС) – может развиться через 1-4 недели после перенесенной инфекции.

Вероятнее всего, МВС у детей – это некий вариант цитокинового шторма. Важная деталь: он может развиться и у детей, которые болели COVID-19 в легкой или даже бессимптомной форме. Возможная причина его развития, скорее всего – гипериммунная реакция организма на вирус, только отсроченная по времени.

Для МВС характерно острое начало – быстрое появление лихорадки, причем температура плохо снижается антипиретиками, нарастающие симптомы интоксикации.

Второй характерный признак – появление различных вариантов сыпи.

Третий признак, на который надо обращать внимание, – увеличение лимфатических узлов различной локализации.

Также нередко появляются расстройства желудочно-кишечного тракта.

Грозные симптомы – снижение артериального давления, иногда вплоть до проявления шока, а также нарушение работы сердца.

По результатам анализа заболеваемости на прошедшей неделе отмечается значимый рост заболеваемости в возрастной группе до 1 года и снижение заболеваемости в возрастных группах 7-14 и 15-17 лет.

Формирование иммунитета у детей – процесс длительный и складывается из нескольких критических периодов, чаще всего выделяют пять основных: до 28 дней жизни, до 4-6 месяцев, до 2-х, 4-6-ти и до 12-15 лет.

В 94 % случаев дети раннего возраста заражаются в семье.

Пока нет вакцины против COVID-19 для детей, нужно создать эффект кокона за счет вакцинации взрослых членов семьи и подростков 12-17 лет, чтобы обезопасить детей, особенно младенцев, от участия в эпидемическом процессе.

Кроме вакцинации окружающих малыша родственников, рекомендуется соблюдать меры санитарно-эпидемиологической безопасности, режимные моменты, правила личной гигиены.

Для детей наиболее актуально проведение общеукрепляющих мероприятий: важно упорядочить режим дня, обеспечить достаточную продолжительность сна, полноценное сбалансированное питание.

Во время прогулки необходимо сохранять социальную дистанцию и исключить посещение многолюдных общественных мест».