Из семисот претендентов Владимир Михайлович попал в тридцатку лидеров российского образования, приехавших в первой декаде октября в Москву побороться за почетное звание лучшего директора страны.
На очном этапе участники представили видео и выступили перед аудиторией и конкурсной комиссией в современном формате «TED». Далее уже десять претендентов на победу в конкурсе «Директор года России» со своей командой в онлайн-режиме разработали проекты по предложенным ситуациям. За звание победителя на заключительном этапе соревновалась пятерка самых сильных директоров страны. В итоге
В.М. Кильдюшкин привез диплом призера и одержал победу в двух номинациях - «За открытость» и «СОТовый директор» (сквозные образовательные траектории). Причем ОЦ «Южный город» оказался самым крупным учреждением из всей конкурсной тридцатки и единственной сельской школой в победной пятерке. На сегодня в этом Образовательном центре работают около тысячи сотрудников и занимаются чуть более 8,5 тысячи учащихся и воспитанников-дошколят. О конкурсе и непростой дороге к победе мы поговорили с директором школы Южного города.
- Владимир Михайлович, в 2013 году вы вошли в пятерку лучших учителей России, теперь – в пятерку лучших директоров. Можно ли проводить аналогии между этими конкурсами?
- Это конкурс про другую профессию, но цели и задачи у него те же. Участие в конкурсе для учителя и директора значит одно: мы привыкли оценивать, а иногда надо, чтобы оценивали нас. Это очень серьезный выход из зоны комфорта: высокий темп, испытания, постоянно находишься в повышенном тонусе, в гуще эмоций, работаешь над сценариями, готовишься… Конечно, ощущаешь усталость, желание спать, но сидишь и делаешь. Я ездил один, но, конечно же, мне помогал коллектив. Было даже конкурсное испытание второго этапа «Стратегическое решение», где по видеосвязи со своей командой за три часа мы онлайн разрабатывали проект. Задание? Когда звучал кейс, я подумал, что это про нашу школу: пригород крупного города, большая новая школа. Чувство дежа вю возникало. Сначала показалось, что будет легче, оказалось - наоборот. Слишком яркие были аналогии с нашей школой, а там совершенно другая специфика: Ленинградская область, большая связь с химической промышленностью - профориентация, учебные программы нужны были другие. Но раз прошел в следующий конкурсный этап, значит, что-то получилось.
- В конце конкурсантам нужно было преодолеть еще два испытания – «Педсовет» и «Пресс-конференция» - расскажите о них. Здесь же нужно было еще и удивить чем-то жюри? У вас была своя идея, посыл, с чем вы вышли на финал?
- Да, если человек позиционирует себя профессионалом высокого уровня, он должен формировать так называемое чувство разрыва. Это же финал конкурса, и ты должен показывать что-то неординарное, нестандартное. Не могу сказать, что на «Педсовете» это стопроцентно сработало, но это не значит, что я должен был отказаться от своей идеи. Здесь важно, кто выходит вместе с конкурсантом на сцену, насколько они готовы к коммуникациям. Педсовет – это обсуждение проблем, а учителя этой школы (где проходил конкурс) не хотели обозначать и обсуждать реальные проблемы. Контакт получился, но странный. И что же это за педсовет, где педагоги просят их ни о чем не спрашивать? Объясняю: «Я всю ночь не спал, думал, мечтал о том, как с вами встречусь и поговорю». В результате пришлось вытягивать их на обсуждение абстрактных проблем. Расстроился, конечно: когда ты приходишь с открытым сердцем, а от тебя закрываются – это тяжело. Нужна искренняя беседа.
Основная идея моя была в том, что мы очень много говорим о качестве образования, но подразумеваем под этим только академические успехи детей. В моем понимании под качеством образования еще обязательно будет какая-то социальная история. И обучение ребенка в школе - это не только посещение уроков. Это участие детей в каких-то социальных сообществах, объединениях, кружках, секциях и т.д. Всегда привожу пример: до конца 9-го класса я школу не любил, в шестом классе даже прогулял целую четверть. А потом меня родители перевели в другую школу, я попал в другую среду, вписался в кружковое движение юных орнитологов. Мне и птички-то не очень интересны, зато я ездил в экспедиции, был школьным видеооператором, участвовал в конференциях. Мне стало интересно ходить в школу. По сути, ребенка ведь никто не спрашивает, хочет он идти в школу или нет. Тут вопрос лишь в том, как дети будут относиться к этой обязанности. Они либо согласятся и найдут в этом повод для удовольствия, либо будут этому сопротивляться. И задача современной школы – создать условия, чтобы ребенку здесь стало интересно. Мое убеждение, что это возможно через создание таких сообществ: тут и друзья его, и здесь есть какое-то позитивное, социально значимое действие. На эту тему мы сейчас мало говорим.
- В школе Южного города вы постарались инициировать создание такой среды…
- Среда есть, но я никогда не буду ею удовлетворен на сто процентов. Все время кажется, что этого мало. Для ее создания нужен, конечно, и денежный (ставки дополнительного образования), и кадровый ресурсы, то есть педагоги, которые имеют свои интересы, мечты и готовы их реализовывать вместе с детьми. И много еще других ресурсов…
- А в жюри и в профессиональном сообществе ваша идея нашла отклик?
- Да, отклик был и среди участников конкурса - директоров (а также сопровождающих их педагогов), я чувствовал популярность этой идеи. Люди подходили, расспрашивали, фотографировали наши презентации, наши практики им были очень интересны. В жюри, и это одно из моих самых ярких впечатлений этого конкурса, был легендарный академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, директор московской школы №109, заслуженный учитель РФ Евгений Александрович Ямбург, создатель концепции «школа для всех». И мне было очень приятно, что он заинтересовался моим опытом, в перерывах мы общались, я получил от этого колоссальное удовольствие.
- Какие вопросы пресс-конференции для вас оказались самыми интересными или наоборот, проходными? И были ли среди них по-настоящему актуальные, злободневные?
- Постоянный вопрос - кто директор школы - хозяйственник или педагог? - начинает уже надоедать. Все по-разному на него отвечают… Понятно, что директор - и хозяйственник, и педагог, и финансист, и т.д. Конечно, есть в школе более профессиональные специалисты, более методически подкованные учителя. Но директор в любом случае должен во всем этом разбираться. Когда об этом меня спросили в третий раз, я сказал, что директор - это человек, это личность, которая включает в себя много граней. Не случайно значок конкурса - многогранный камень. Камень - символ прочности директора, многогранность - готовность выполнять самые разные функции. И одна из функций - как раз быть неким амортизатором между внешним миром, агрессивной средой и системой образования своей школы. Защитить ее от всех инициатив, которые никак не привязаны к реальности и к образовательной среде. Острым, на мой взгляд, был вопрос от ректора Корпоративного университета московского образования о профессиональном выгорании, звучал примерно так: что делать с учителем, который перестал гореть своей профессией и превратился в урокодателя. Важный вопрос, это специфика работы педагога, в какой бы школе он ни работал. Я дал нестандартный ответ: давайте такого учителя возьмем с собой в поход. Это возможность выговориться в неформальной обстановке, где-то получить поддержку, сверить свои взгляды... И я видел в глазах зала одобрение, когда предложил такой вариант.
- Большой профессиональный конкурс - это всегда мощная подзарядка для участников. Чем вы напитались, может, вынесли оттуда какие-то новые идеи?
- Конечно, было общение с коллегами, посмотрел и интересные практики. Хотя честно, на конкурсе не всегда удается это сделать (готовишься к следующему испытанию). Больше пообщались после конкурса, в субботу, 9 октября, ездили на экскурсию. Обсуждали идеи. Но здесь, мне кажется, важно, что ты сам обобщаешь свой опыт и в результате ставишь перед собой новые задачи. Какие? Да те же самые социальные сообщества, которые мы будем развивать больше и активнее. И, конечно, больше будем участвовать в конкурсах уже не только личных, но и школ.
- Вы упомянули, что миссия современной школы иная, нежели у советской школы. В чем разница? Тем более, есть утверждение, что советская система образования была одной из лучших в мире и дала прекрасные результаты, обеспечив взлет ведущих отраслей промышленности.
- Она отвечала на запросы своего времени. В начале ХХ века мы прошли путь индустриализации, в советское время его продолжили. В то время была нужна школа, которая готовит высококлассные узкоспециализированные кадры, и советская школа с этой задачей справлялась. Потребность в таких кадрах есть и сегодня, но рынок труда меняется гораздо быстрее. Сейчас даже в среднесрочной перспективе трудно представить, каким будет рынок труда через пять лет. Поэтому важно, чтобы современный ребенок был более гибким в своих навыках, был готов их проявлять в смежных отраслях, это должно стать философией жизни. Но есть вещи, которые не поменялись: можно вырастить хоть и очень коммуникативного, высокопрофессионального, но негодяя. Поэтому и в советской, и в современной педагогике стоит задача, чтобы выпускники школ становились достойными гражданами своего государства, которые любят страну на уровне мировоззрения.
- Конкурс директоров в какой-то мере отвечает на вопрос: каким должен быть современный директор школы. Что означает это понятие для вас?
- Смею надеяться, что это тот директор, который всю свою деятельность строит вокруг образования ребенка. На первом плане не финансовая деятельность, не администрирование своего коллектива… Это все важно, но вторично. Школа строится вокруг ребенка и для детей. И хороший современный директор в этом ничем не будет отличаться от директора советской эпохи или российской империи. Отличия будут только в формах и методах. Появляются новые, цифровые коммуникативные средства, но суть не меняется. Поэтому современный директор думает о ребенке, о качестве его образования. И важно, чтобы ребенку при этом хотелось прийти в школу. Я, например, считаю, что в нашу школу многие дети ходят с удовольствием.
- Ваш рекламный слоган на конкурсе гласил, что директор школы должен улыбаться!
- Да, директор должен улыбаться, потому что школа – это мир детства. Но это – интеллигентная улыбка. И дети должны видеть, что учителя, директор получают удовольствие от того, что здесь находятся и работают.
Наталья БЕЛОВА.
Фото Сергея БАРАНОВА.