главная цель дошкольных педагогов, которые 27 сентября отмечают
свой профессиональный праздник

Детский сад «Семицветик» - это первое дошкольное учреждение, открытое на территории Южного города. За шесть лет плодотворной работы детсад зарекомендовал себя как современная инновационная площадка для дошкольного развития ребенка.

 

Педагогический коллектив «Семицветика»  является лауреатом 4-го федерального научно-общественного конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования-2019» в номинации «Новой архитектуре – достойную педагогику»; лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидер-2019» в номинации «Лидер в разработке и реализации стратегии развития образовательной организации и повышения качества образования». Коллектив является победителем территориального конкурса музеев «Герои Отечества», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в номинации «Музей детского сада», участником ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер-2019» в номинации «Образование».

В «Семицветике» в двух корпусах более семисот детей делают свои первые и уверенные шаги в мир науки, искусства и творчества под руководством творческих, нестандартно мыслящих педагогов. В канун профессионального праздника мы встретились с тремя из них: воспитателями Юлией Александровной Батаевой - победителем территориального конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года-2019», Викторией Николаевной Седашевой - обладателем премии губернатора Самарской области по итогам областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости, и педагогом-логопедом Евгенией Юрьевной Нор - призером регионального этапа 3-го Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России-2020», и поговорили о современных детях и особенностях развивающей дошкольной педагогики.

 

Детсад –
«живой» организм

Наш разговор начался с того, что детский сад сегодня - это сложная многофункциональная система, которая решает множество задач и работает одновременно с очень разными детьми.

В.Н. Седашева: «Детский сад – это живой, постоянно развивающийся организм, и это не только дети и педагоги, но еще и родители, с которыми также необходимо постоянно сотрудничать. Это и большой коллектив всего учреждения: мы постоянно учимся - и в вузах, и на курсах, на семинарах. Я окончила с красным дипломом педагогический колледж, сейчас с Юлией Александровной учимся на педагога-психолога в вузе. Меняются программы, требования, и мы все время учимся чему-то
новому».

Сегодня современные детсады строятся с учетом работы с детьми, в том числе и с особенностями развития. Есть дети, требующие коррекционной работы и помощи, причем не только в компенсирующих, но и в массовых группах. В «Семицветике» образованы две компенсирующих группы и одна комбинированная (инклюзивная), и в каждой есть свои нюансы работы. В разговор включается педагог-логопед.

Е.Ю. Нор: «Сегодня недостаточно только осуществлять «присмотр» за ребенком, необходимо всесторонне его развивать. Причем не только ребенка со способностями, но и детей, которые отстают в своем развитии. Нужно готовить их к жизни в обществе. Для детей с особенностями развития особенно важно развить коммуникативные компетенции, социальные навыки – это задача даже более важная, чем преодоление речевых трудностей. Над этим работают и воспитатели, и педагоги детсада».

В.Н. Седашева: «Есть особенные дети, очень умные. Ребенок все знает, но не может это выразить. И если его не научить самовыражению, то начнутся проблемы в школе. Поэтому мы прежде всего учим ребят общаться! Сегодня дети с малолетства сидят в телефоне, и им проще проводить время с гаджетом, чем с друзьями. Пробелы в образовании в школе восполнят, а вот заниматься социализацией ребенка там уже будет некогда…»

 

«Универсальные солдаты» дошкольного воспитания

Нынешние взрослые в своем детстве много времени проводили во дворах, играли, общались. Сегодня детей не отпускают гулять без присмотра, они привыкли, что за них практически все решают и делают мамы. Это данность, с которой воспитателям приходится иметь дело. И скорректировать мировоззрение родителя, чтобы помочь развить самостоятельность ребенка, бывает непросто. Однако педагоги не сдаются: проводят с родителями беседы, мастер-классы, где учат общению, в том числе развивающему, с малышами в игровой форме. Проводят семинары-практики, где родители могут обсудить вопросы, обменяться опытом, посмотреть на своих детей со стороны.

Ю.А. Батаева: «Наша задача - чтобы родители стали партнерами педагога. Плюс на сайте «ВКонтакте» у нас есть своя страница, где педагоги, специалисты ежедневно выкладывают результаты образовательной, воспитательной деятельности в группе, образовательные маршруты, чтобы родители дома смогли также проработать какой-то материал. Еще у каждой группы есть своя страница в вайбере. Вся образовательная деятельность проходит в форме игры. И мы сами заряжаемся этой энергией! С удовольствием играем с детьми, в том числе и в подвижные игры: и петрушки, и бабки-ежки, и классики, и скакалки!»

У всех наших собеседниц большой стаж педагогической работы, поэтому они могут сравнить, что изменилось в системе дошкольного воспитания за эти годы.

В.Н. Седашева: «Двенадцать лет назад в детсаду было примерно как в школе, классно-урочная система: вот - доска, вот - стол… И мы, как учителя в школе, с дошкольниками проводили занятия: рисовали, лепили, считали, писали. Все по плану. Сегодня все идет от детей: не захотел ребенок - заставлять не будем. Конечно, постараемся его вовлечь, займемся индивидуально, придумаем для него свою игру. В тех же комбинированных группах педагог должен сделать так, чтобы дети с разными возможностями и особенностями, разным восприятием включились в эту развивающую деятельность. Причем педагог дошкольного воспитания должен знать и уметь все: лепить и конструировать, знать подвижные игры и обучить навыкам самообслуживания. Можно сказать, мы - «универсальные солдаты» дошкольного воспитания. Чтобы ребенка научить, сами должны все это уметь».

Ю.А. Батаева: «К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Все дети особенные, у всех свой характер, к каждому - свой подход. И мы тоже вместе с ними меняемся. Работа с родителями тоже требует индивидуального подхода и большой корректности. Молодые мамы не всегда видят отклонения в поведении своего ребенка. У нас есть правило: никогда не говорить о детях плохо, нет плохих детей! Есть ситуация, в которую попал дошкольник, мы можем только дать рекомендацию и помочь родителям скорректировать особенности его развития».

И если раньше логопеды работали только в поликлиниках и платных кабинетах, то сегодня учитель-логопед – полноценный член дошкольного коллектива, чьи знания и опыт помогают в педагогическом процессе.

Е.Ю. Нор: «Моя задача – рассказать педагогам о тонкостях работы с «особенными» детьми, чтобы они могли грамотно выстроить работу с ребенком, помочь наладить с ним контакт, чему-то его научить. Это просветительная работа, которую я веду с педагогами и родителями. К нам приходят с детьми постарше, когда родители уже видят, что у их ребенка есть какие-то особенности развития. Моя задача - помочь выстроить системную работу. Если необходимо, рекомендовать консультацию у врача-невролога, медицинского психолога. Плюс еще и образовательная деятельность с детьми - на прогулках, групповые занятия по развитию речи и индивидуальные занятия учителя-логопеда».

 

В чем твоя сила, малыш?

Как метко замечают воспитатели, иногда кажется, что современные дети рождаются, уже владея «компьютерной грамотностью». Они быстро адаптируются ко всему новому. И если у ребенка-дошкольника развить навыки общения с современным робототехническим конструктором, то к школе подрастет уже «человек с инженерным мышлением». Детский сад «Семицветик» активно развивает техническое направление, его «конструкторское бюро» оснащено 36 видами конструкторов, а воспитанники ежегодно становятся призерами областного этапа всероссийского конкурса робототехники «Икаренок». А выпускники детсада с удовольствием продолжают занятие робототехникой в школе.

В.Н. Седашева: «Все дети рождаются с какими-то способностями. Развить способность в умение - задача педагога. Конечно же, дети увлечены не только конструированием. Есть и танцоры, и художники. Просто раньше основными развивающими материалами были краски, карандаши, игрушки, а сейчас среда более техническая. И педагогу нужно заметить, к чему больше стремится ребенок. Идет большая работа с одаренными детьми. У нас в детсаду много выставок, конкурсов, в которых участвуют дети. Ребенку 5-6 лет, а он уже победитель даже всероссийских конкурсов! Я работаю с малышами 3-4 лет, из группы восемь трехлеток умеют считать, знают цифры в пределах десятка. И таких «юных гениев», кто опережает в развитии своих сверстников, становится с каждым годом все больше. Поэтому педагогу необходимо все время придумывать такие занятия, чтобы и этим детям было интересно».

Ю.А. Батаева: «Дети с нарушениями развития также принимают участие во всероссийских конкурсах. Мы снимаем видео, отправляем на конкурсы, и наши детки занимают там призовые места. Они на равных с одаренными детьми участвуют в общей творческой и проектной деятельности, поют, танцуют и рисуют».

Наталья БЕЛОВА.

Фото Сергея БАРАНОВА.Снимки также предоставлены коллективом детсада «Семицветик».