Первым человеком, полетевшим в космос, стал Юрий Алексеевич Гагарин.

Заметный вклад в подготовку этого старта внесли куйбышевские промышленные предприятия - государственный авиационный завод №1 («Прогресс»), авиационный №18, моторостроительный №24 им. Фрунзе, металлургический и другие.

 

Десятки тысяч жителей города и ближайшего к нему Волжского района прошли через проходную прославленного «Прогресса» за 80 лет его работы на новой площадке в Куйбышеве после эвакуации в 1941 году из столицы.

ракетостроитель

из смышляевки

С гордостью называет себя прогрессовцем и 88-летний житель Смышляевки Борис Григорьевич Якутин, с которым мы побеседовали на днях в его доме на улице Кирова. В этом поселке Якутины живут уже почти сто лет. После окончания гражданской войны сюда приехали выходцы из Богатовского района Григорий Иванович и Надежда Ивановна - родители Бориса. Потом семья приросла пятью мальчишками: в 1924 году родился Николай, в 1926-м - Михаил, в 1932-м - Борис, через пять лет Владимир, в 1939-м - Юрий, и тесная изба наполнилась детским многоголосьем.

В годы Великой Отечественной их отец был председателем колхоза имени Кирова, одного из трех хозяйств Смышляевского сельсовета, мать растила сыновей, по возможности помогала землякам на полевых работах. Из пятерых братьев только Михаилу довелось бить гитлеровцев. Самый старший, Николай, приближал Победу на военном заводе - авиационном №1 имени Сталина, у него была бронь. А Миша работал трактористом в колхозе, в 1943-м ушел воевать с фашистами, участвовал в разгроме японцев на Дальнем Востоке, домой вернулся лишь в 1950-м.

«Мы, школьники, заменили в колхозах отцов и братьев, ушедших на фронт. Мне, например, приходилось работать в колхозе имени Кирова и на бункере комбайна, и возить зерно, - рассказывает Б.Г. Якутин. - В 1993 году меня наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Так страна оценила мой вклад в Победу».

Борис окончил семилетку в Смышляевке, учился в Зубчаниновке в восьмом классе, но не окончил его. Старший брат Николай активно агитировал родных и знакомых идти работать на первый авиационный и добился своего: и отец, и все братья стали прогрессовцами, создавали уникальную технику, современные самолеты-разведчики, истребители, штурмовики, бомбардировщики, межконтинентальные баллистические ракеты, космические корабли. Стал авиастроителем и Борис.

«Пойти работать на завод имени Сталина меня, а также демобилизованного фронтовика Михаила и отца убедил брат Николай, - рассказывает Б.Г. Якутин. - Затем к нам, четверым Якутиным, присоединился и Владимир. Володя, кстати, освоил две специальности: сначала сварщика, а позднее - испытателя ракетных двигателей».

Ударно,

по-стахановски

…Листаю трудовую книжку Бориса Григорьевича. Первая запись: «Стажа работы на заводе по найму не имеется. 14 февраля 1950 года принят на завод им. Сталина на должность контролера по 7 разряду в цех № 3». Вот так ровно 71 год назад один из Якутиных стал заводчанином. Работал контролером ОТК, вступил в комсомол, возглавлял комсомольскую организацию, учился на вечернем отделении техникума. Потом был слесарем, технологом, мастером в третьем механосборочном цехе - одном из старейших подразделений предприятия. Женился на односельчанке, Валентине Бересневой. В браке у Бориса и Вали родились два сына, Саша и Сергей, сегодня работающие в Самаре.

В 1958 году, как вспоминает ветеран, их третий цех переехал на новую площадку на территории завода. Руководители предприятия объявили реконструкцию этого подразделения, но распространяться о том, для каких целей это делается, не стали, лишь сказали: будем выпускать современную технику. Однако коллектив, конечно, догадался, что затевается нечто грандиозное, ведь под сборочно-сварочный цех отвели огромные площади, выделили просторный корпус. Это организовывалось явно не под производство военной продукции вроде самолетов, которые тогда выпускали на заводе имени Сталина. Рабочие в сжатые сроки, но без авралов, забетонировали, отшлифовали и покрасили специальной краской полы и стены, завезли и установили современное отечественное оборудование и станки, запустили их. Одновременно здесь осваивали новейшие технологии.

«Со временем мы узнали, что с 1958 года завод перепрофилировали на производство ракетно-космической техники, и он изготавливает первую и вторую ступени трехступенчатой ракеты-носителя «Восток», - продолжает рассказ Борис Григорьевич. - Они состояли из пяти блоков: центрального, длиной больше 28 метров, диаметром около трех и четырех метров, и боковых длиной примерно двадцать метров - их в обиходе мы называли «морковками», потому что они имели коническую форму. Очень сложными были, например, сварочные работы – как аргонно-дуговая сварка, так и точечная. Наши специалисты занимались изготовлением и спускаемого аппарата – так называемого шарика, там тоже были ответственные операции. Одновременно мы изготавливали ракеты для Вооруженных сил, контейнеры для их перевозки, проводили гидравлические и пневмоиспытания изделий. Производство было очень сложное, поэтому всем приходилось не только учиться, но и постоянно повышать квалификацию.

Работали круглосуточно, в три смены, по-стахановски, не только выполняя, но и значительно перевыполняя нормы. Поблажек себе не делали, понимая, что нам поручили задание государственной важности. Дело было новое, первые изделия изготавливали с опаской, случались ошибки, но главным было не скрыть промахи, а доложить о них, честно сказать, где ошиблись, чтобы в дальнейшем их не повторить. Ну и, конечно, свое веское слово сказали инженеры, технологи и передовики рабочие – они постоянно подавали рационализаторские предложения, которые с пользой внедрялись в производство.

Знали ли, что готовится полет в космос человека? Разумеется, нет, но после полета на космическом корабле-спутнике «Восток»  собак, морских свинок, мышей, крыс и манекена человека, Ивана Ивановича, поняли, что идет подготовка к пилотируемой миссии».

Сообщение о запуске на «Востоке-1» советского космонавта Юрия Гагарина и его успешном приземлении заводчане восприняли с ликованием и осознанием того, что причастны к этому историческому событию.

Двенадцатого апреля космонавт №1 прибыл с места приземления в Саратовской области на заводской аэродром, но в тот раз на «Прогрессе» Юрий Алексеевич не побывал, его сразу отвезли на дачу обкома КПСС на Первой просеке - надо было пройти медосмотр и отдохнуть. Но потом, как и многие другие покорители Вселенной, Ю.А. Гагарин приезжал на ракетостроительное предприятие, встречался с руководством, конструкторами, инженерами и рабочими.

«В 1961 году в наш цех пришла представительная делегация во главе с Главным конструктором опытно-конструкторского бюро номер один Сергеем Павловичем Королевым, - вспоминает
Б.Г. Якутин. - Трудовой коллектив выстроился в шеренгу, предвкушая встречу с первым космонавтом планеты. Открылась дверь, и все мы дружно начали рукоплескать Юрию Алексеевичу. Первопроходец космоса отделился от свиты и первым делом подошел к нам, рабочим. Пожимал всем руки и тепло благодарил, мол, вы хорошую, надежную технику создаете, спасибо вам! А мы ему в ответ: гордимся вами, рады за вас, так держать. И мою руку пожал, я ему как комсорг цеха сказал то, что мы вместе с ребятами придумали: «Благодарим за подвиг! Дерзайте, а мы не подведем!»

Юрий Алексеевич на всю жизнь запомнился Якутину открытой улыбкой и крепким рукопожатием.

За восемнадцать лет работы на всемирно известном заводе Борису Григорьевичу довелось общаться по работе с легендарным генеральным конструктором ЦСКБ Дмитрием Ильичом Козловым, директорами «Прогресса» Виктором Яковлевичем Литвиновым и Афанасием Яковлевичем Леньковым. Эти встречи тоже оставили неизгладимый след в памяти нашего земляка. Как, впрочем, и две командировки на Байконур уже после полета Ю.А. Гагарина, куда технолога Якутина направляли для решения возникавших на космодроме проблем. Там он видел, как стартуют «Востоки» и «Восходы», к созданию которых приложили руки и Якутины.

Родное предприятие не забыло династию Якутиных: заводчане передают ему благодарственные письма руководства ракетно-космического центра ко Дню космонавтики, в 2020-м нынешний гендиректор завода Д.А. Баранов поздравил с 75-летием Победы.

После работы на «Прогрессе» Борис Григорьевич перешел на завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов, а затем на «Строммашину», где трудился инженером-технологом и начальником бюро в отделе главного сварщика. Отсюда в феврале 1996-го его проводили на заслуженный отдых.

Четвертого мая Борису Григорьевичу исполнится 89 лет. По натуре непоседа, человек активный, без работы он на пенсии не сидел: проводил в дом газ, воду, баловал четверых внуков – двух мальчишек и столько же девочек. В свое время возглавлял совет ветеранов Смышляевки, его хорошо знают школьники и детсадовцы поселка. Им ветеран рассказывает о жизни селян в годы войны, о создании ракетной техники. Радуется позитивным переменам в Смышляевке: «Поселок ухоженный, чистый, так что жить комфортно».

Год назад ветеран стал вдовцом, упокоилась любимая Валентина Александровна. Сегодня каждую субботу его навещают сыновья Сергей и Саша, заботятся об отце, выполняют его немногочисленные просьбы.

В гараже у Бориса Григорьевича стоит новенькая, купленная три года назад «Нива», на которой он выезжает по своим делам, с друзьями и родственниками ездит порыбачить на окрестные озера. И это, наряду с работой на приусадебном участке, - его любимое занятие.

Александр КАРАВАЕВ.

Фото автора и из личного архива Б.Г. Якутина.