Основанием для объявления в розыск лица как без вести пропавшего является поступившее в органы внутренних дел сообщение о безвестном исчезновении лица.

Действующим законодательством обязанность по осуществлению розыска лиц, пропавших без вести, возложена на полицию (пп. 12 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").

Приказом МВД России N 38, Генпрокуратуры России N 14, СК России N 5 от 16.01.2015 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (далее - Инструкция).

Согласно п. 3 Инструкции сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

В соответствии с п. 4 Инструкции после принятия и регистрации указанного сообщения оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:

- выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица обстоятельства безвестного исчезновения лица;

- информирует дежурного следователя следственного органа Следственного комитета РФ, а при его отсутствии - руководителя следственного органа Следственного комитета РФ либо его заместителя об обстоятельствах безвестного исчезновения лица и о месте происшествия;

- определяет состав дежурной следственно-оперативной (оперативной) группы из числа сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации и направляет ее на место происшествия.

Действия сотрудников полиции различается в зависимости от того, имеются ли признаки совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица. Обстоятельства, которые могут свидетельствовать об этом, выясняются оперативным дежурным еще на стадии принятия сообщения о безвестном исчезновении лица.

Согласно п. 10 Инструкции о признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать в том числе следующие обстоятельства:

- отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания;

- отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

- наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия;

- наличие у без вести пропавшего лица важных событий, участие в которых было запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка);

- наличие у без вести пропавшего лица значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

- безвестное исчезновение лица с автотранспортом;

- отсутствие в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи);

- безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества;

- наличие по последнему месту проживания, пребывания или нахождения, в автотранспорте, рабочем помещении без вести пропавшего лица или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления;

- отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице либо несвоевременное его направление от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать;

- наличие у без вести пропавшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами;

- наличие угроз в адрес без вести пропавшего лица;

- наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении в отношении без вести пропавшего лица;

- внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица;

- длительное неполучение без вести пропавшим лицом заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин (например, болезнь, длительная командировка или поездка);

- поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом);

- наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях без вести пропавшего лица;

- безвестное исчезновение несовершеннолетнего;

- безвестное исчезновение сотрудников органов государственной власти (в том числе сотрудников правоохранительных органов);

- безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией.

Приведенный в п. 10 Инструкции перечень не является исчерпывающим. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать иные обстоятельства с учетом местных особенностей (например, оперативной обстановки, традиций, обычаев). Для выдвижения обоснованных версий безвестного исчезновения лица и вывода о наличии признаков преступления необходимо учитывать совокупность обстоятельств и их логическую взаимосвязь (п. 11 Инструкции).

Если вышеуказанные обстоятельства отсутствуют, проверка сообщения о безвестном исчезновении лица поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации (п. 8 Инструкции).

В случае если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, оперативное подразделение органа внутренних дел Российской Федерации принимает соответствующее решение по находящемуся в его производстве сообщению о безвестном исчезновении гражданина и заводит розыскное дело (п. 16 Инструкции).

Таким образом, при отсутствии данных, указывающих на совершение преступления, объявление в розыск без вести пропавшего лица и дальнейшие мероприятия по его розыску производятся в рамках розыскного дела.

Если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, выезд на место происшествия вместе со следственно-оперативной группой производит следователь Следственного комитета (п. 6 Инструкции).

В случае возбуждения уголовного дела в связи с безвестным исчезновением лица следователь Следственного комитета незамедлительно уведомляет об этом соответствующий орган внутренних дел Российской Федерации (п. 14 Инструкции). Розыск без вести пропавшего лица в указанном случае осуществляется в рамках оперативно-поискового дела.

Если в рамках розыскного дела устанавливаются обстоятельства, указывающие на совершение преступления в отношении без вести пропавшего лица, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел РФ, осуществляющий розыск, должен составить рапорт об обнаружении признаков преступления и передать сообщение о безвестном исчезновении лица вместе с материалами проверки по подследственности, о чем уведомляется прокурор (п. 17 Инструкции).

В соответствии с п. 18 Инструкции при возбуждении следователем Следственного комитета уголовного дела розыскное дело прекращается, а все оперативно-разыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела.