«ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК» ВСТАНЕТ НА КРЫЛО
На заводе «Пегас-Агро» в поселке Стройкерамика продолжается восстановление легендарного штурмовика Ил-2
Тринадцать лет назад, 7 ноября 2011 года, кульминацией первого парада памяти в Самаре, приуроченного
к 70-летию военного парада в «запасной столице», стала авиационная часть.
В небе над Самарой
Над главной площадью города несколько пролетов сделали единственный в мире летающий экземпляр штурмовика Ил-2 и восстановленный самарскими энтузиастами легендарный «небесный тихоход» По-2.
Двухместным бипланом управляли главный конструктор ООО «Пегас-Агро» из поселка Стройкерамика Анатолий Шляхно и его друг и единомышленник - пилот-инструктор, авиационный инженер Евгений Смирнов.
Этот легкий бомбардировщик воссоздали умельцы из авиационно-технического клуба «Горыныч» при активной поддержке «Конверсии-Аэро». Инициатором и непо-
средственным участником всех работ по воссозданию легендарного самолета был А.П. Шляхно.
Интересна и необычна история единственного на тот момент летного штурмовика Ил-2. Он был восстановлен в Новосибирске на авиационном заводе имени
В.П. Чкалова. Ил-2, собранный в начале Великой Отечественной войны на авиационном заводе №18 в Куйбышеве, был сбит в 1942 году - броню штурмовика пробило снарядом зенитного орудия. На фюзеляже до сих пор сохранились небольшие пробоины, и реставраторы решили их не заделывать.
Боевую машину подняли из болот в 2005-м, а через два года за восстановление самолета взялись инженеры и рабочие из Новосибирска. Через три с лишним года машина вновь поднялась в воздух после почти 70-летнего перерыва. В Самару ее доставили в разобранном виде и собрали в цехах «Авиакора».
Этот самолет был восстановлен по заказу американского коллекционера на средства одного из основателей Microsoft Пола Аллена и затем в начале 2012 года передан в США. Так что в России тогда не осталось ни одного летающего экземпляра. Данная модель не являлась оригинальной и имела много неродных деталей, в том числе американский двигатель. Сибирским умельцам удалось имплантировать под капот Ил-2 подходящий по мощности и конфигурации двигатель американский фирмы «Аллисон». Да только с ним это был уже не самолет-воин Ил-2, а «реплика». Внешне похож, а по сути - театральная декорация.
Но сибирские энтузиасты, во-
одушевленные успехом в реконструкции штурмовика, через пять лет дали путевку в жизнь еще одному «Илу». 16 июня 2017 года в Новосибирске под управлением летчика-испытателя Владимира Барсука совершила первый полет машина, отреставрированная фондом «Крылатая память Победы» совместно с авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина при участии компании «Авиареставрация» и СибНИА им. С.А. Чаплыгина.
Самолет стал вторым в мире летным экземпляром легендарного штурмовика. Восстановленный Ил-2 в том же году был показан на Московском авиасалоне, принимал участие в парадах Победы в Ярославле и Великом Новгороде, самостоятельно пролетел маршрутом Москва - Калуга - Брянск - Минск - Гродно - Варшава - Познань - Берлин. А 7 ноября 2019-го принял участие в параде памяти в Самаре.
Самолет – культурное наследие и память потомков
Такое важное для страны событие не осталось без внимания самарских патриотов - любителей авиации. Наследники победителей фашизма решили исправить историческую несправедливость: город, где в годы войны на двух авиазаводах, 1-м и 18-м, собрали и отправили на фронт самое большое количество штурмовиков, должен иметь свой летный экземпляр «Ила». Ведь, несмотря на то что Ил-2 является самым массовым боевым самолетом в истории, в России и на постсоветском пространстве есть лишь один рабочий экземпляр, упомянутый выше.
Самарцы хотят не просто реконструировать Ил-2, а воссоз-
дать с исторической точностью, возвратить к жизни и пустить в полет.
Уже не один год над машиной трудятся инженеры и рабочие в одном из цехов завода сельскохозяйственного машиностроения ООО «Пегас-Агро» в поселке Стройкерамика (генеральный директор - С.А. Линник).
Вот что рассказал о ходе работ главный конструктор предприятия, непосредственный участник восстановления штурмовика Анатолий Петрович Шляхно:
- Легендарный штурмовик энтузиасты собирают из пяти частей настоящих боевых машин, найденных в местах ожесточенных боев Великой Отечественной. Тот самолет, который несколько лет назад подняли в Волжском районе при строительстве Южного города, тоже у нас. Проект стартовал еще осенью 2012 года, работы шли и на Смышляевском аэродроме, и на заводе «Строммашина», к ним подключались самарские авиастроители и десантники. Поисковики передали найденные Ил-2 реконструкторам, а затем машины вывезли на волжскую землю.
Штурмовику отвели место в одном из цехов «Пегас-Агро». Возле самолета разместили памятную доску с фотографиями и биографией экипажа.
Например, в 2010 году в торфяном болоте нашли части самолета, в кабине которого находились останки пилота. По документам и номеру двигателя выяснили, что пилотом Ил-2 был уроженец станицы Секачи Волгоградской области Михаил Петрович Гаврилов 1916 года рождения. О его судьбе не было известно с 30 апреля 1942 года. В тот день он, пилот 568-го штурмового авиаполка, улетел на «летающем танке» в Демянский котел и не вернулся.
В военном архиве осталось донесение командующего ВВС, наблюдавшего в 1942 году бой Гаврилова, сражающегося с немецкими мессершмитами. За тот бой летчика наградили орденом Красной Звезды.
Для реконструкции самарского Ил-2 основой стала еще одна машина, которую нашли в 2012 году в Ленинградской области у реки Свирь. Этот самолет был поврежден, но «перетянул» линию фронта и совершил посадку около совет-
ских окопов. Экипаж покинул Ил-2, а штурмовик остался. Но видно, что его обстреливали, когда он уже был на земле.
На одной из машин били фашистов летчик младший лейтенант Владимир Павлович Рит из Ленинградской области и воздушный стрелок старший сержант Александр Григорьевич Шопенков из Орловской, погибшие 19 февраля 1943 года. Их сбитый самолет ударился о землю и ушел на глубину около 10 метров в заболоченной и малопроходимой местности. Там он разломился и, видимо, пострадал от сдетонировавших неизрасходованных бомб. Со временем воронку с машиной и ее экипажем затянуло водой и болотным торфом, а сверху вырос лесок. Поисковики из отряда «Демянск» сумели только с девятой попытки извлечь останки штурмовика и его экипажа. Обоих героев торжественно захоронили на воинском кладбище близ Демянска Новгородской области.
Мы реконструируем легендарный Ил-2 по настоящим чертежам военной эпохи, их предоставили ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» и ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». На некоторых стоит подпись легендарного конструктора, дата - предвоенный 1940 год. Документы сейчас оцифрованы.
Все детали самолета максимально приближены к оригинальным, корпус собирается по технологиям 1940-х годов. Собираем тщательно, по кусочкам.
Восстановленный Ил-2, конечно, в чем-то будет отличаться от прародителя, двигатель заправят современным моторным маслом, наиболее ответственные детали выполнят с помощью современных технологий. На самолете появятся современная связь и аварийный радиомаяк.
В цехах завода сделано уже немало: готов корпус самолета, идут подготовка и установка элеронов, сборка фонаря, управления, обвязка двигателя. Что-то из них удалось отремонтировать, а что-то будем менять на современные аналоги. Главное же заключается в том, что мы собираем советский самолет из оригинальных запчастей. О дате первого полета штурмовика говорить рано: его предстоит не просто собрать до летного состояния, но и испытать, проверить на безопасность, ведь мы планируем проводить на нем показательные полеты в присутствии тысяч людей.
- Я уверен в том, что эта машина навсегда останется в Самаре! – сказал А.П. Шляхно.
Александр КАРАВАЕВ.
Фото Сергея БАРАНОВА.