Школа – мой второй дом

Так отзывается о своей работе педагог с 40-летним стажем из Верхней Подстепновки Ирина Николаевна Иванова

Первого сентября школе, расположенной в поселке Верхняя Постепновка, исполнилось сорок лет. Столько же работает в ней учитель истории и обществознания Ирина Николаевна Иванова. Именно тогда они с мужем, тоже выпускником педвуза, вместе пришли в эту школу.

Муж в 90-е сменил профессию, а в ее трудовой книжке так и осталась одна запись о приеме! Сорок лет - красивая цифра, не каждый педагог может похвастаться столь солидным стажем, да еще подкрепленным успехами, авторитетом, а главное - удовлетворением от увлекательного, благородного, но такого психологически и интеллектуально напряженного труда! «Наверное, все было заложено еще в семье, - говорит Ирина Николаевна. - Если составлять семейное древо родственников-педагогов, мы могли бы свою школу открыть. У нас несколько учителей физкультуры, есть учителя математики, информатики, русского языка, историков - целых трое. В детстве у меня не осталось выбора кем стать. Ориентиром и примером стал мой отец Николай Григорьевич Иванов, учитель истории и директор школы в селе Сырейка Кинельского района. Я и сейчас помню его строгий, но такой взволнованный голос. Мне так нравились его интересные путешествия в прошлое, что еще в детстве решила, что стану продолжением своего отца».

Ирина Николаевна считает, что не ошиблась с выбором пути. Всегда хотела заниматься творчеством и совместить его с профессией учителя, которая постоянно требует новых знаний, идей, технологий. Педагог постоянно совершенствует свое мастерство, посещает курсы повышения квалификации, неоднократно представляла свой опыт работы перед районным и окружным педагогическим сообществом, является призером территориального фестиваля педагогических идей, участником областных семинаров. Ее привлекают в качестве эксперта по проверке олимпиадных работ окружного этапа по обществознанию и праву. Признается, что профессиональная уверенность пришла с опытом. Где-то на середине педагогического пути она почувствовала настоящую окрыленность от своей профессии: «Я никогда не стою на месте, меня тянет развиваться творчески и духовно, изучать новое: курсы, мероприятия, конференции. Ощущаю себя состоявшимся педагогом, имеющим право высказывать свое мнение, отстаивать не только свою позицию, но и позицию учительства. И пока будет хватать сил и здоровья, буду заниматься с детьми творчеством - это мое внутреннее состояние, мой двигатель». В 2023 году Ирина Николаевна стала победителем в губернском конкурсе на присуждение премии лучшим учителям за успехи в педагогической деятельности от Поволжского округа.

В ее дипломе было несколько специальностей, и все они нашли применение в стенах верхнеподстепновской школы. Педагог ведет огромную предметную работу, ее ученики - призеры и победители территориального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию, территориальных и областных конкурсов научно-исследовательских и учебно-проектных работ, участники и призеры научно-исследовательских конференций «Юные даровая XXI века», «Первые шаги в науке», «Юнивика».

Всю жизнь Ирина Николаевна изучает и совершенствует знания английского языка, заслуженно гордится, когда уровень знаний ее выпускников высоко оценивают преподаватели вузов. Но любимыми предметами остаются история и обществознание. Любовь к истории, можно сказать, у нее наслед-
ственная, обществознание всегда привлекало сложностью и многогранностью, причем политика, социальная сфера и философия являются любимыми разделами общество-
знания. Ирина Николаевна считает, что эти предметы постоянно стимулируют педагога к анализу ситуации, поиску истины и необходимости донести эту истину детям. «Патриотизм - это краеугольный камень истории!» - уверена педагог. Закономерно, что эти установки вывели педагога из стен школы в социум, в проектную деятельность со школьниками, результаты которой не раз приводили ее команду к заслуженной победе. В первую очередь, в проекте «Гражданин», который стартовал в ПУМОиНСО в 2017 году. Наиболее ярко «выстрелили» эти школьные проекты в 2020 и 2022 году, когда под руководством И.Н. Ивановой школа завоевала
1 и 3 место в проекте «Гражданин» на территориальном и областном уровне. А в прошлом году в осеннем этапе проекта школа заняла второе место с «Книгой памяти» о ветеране Великой Отечественной войны В.П. Майорове. Когда-то Ирина Николаевна вместе с молодым коллегой
А.С. Чевелевым «открыли» биографию Владимира Петровича для широкой общественности, сняли о ветеране фильм «Живая легенда», а после ухода из жизни ветерана в 2023-м, в поселковом Доме культуры в День героев Отечества вручили «Книгу памяти» родственникам Владимира Петровича.

Конечно же, закономерно, что Ирина Николаевна курирует и школьный музей «Время и судьбы», ставший победителем в 2022-м году в конкурсе виртуальных музеев в Волжском районе и победителем в областном марафоне музеев «Листая страницы истории». Стали призерами и обладателями гранта (30 тысяч рублей) от партии «Единая Россия» на областном конкурсе в номинации «Лучший сельский музей: цифровой формат», а также заняли второе место в территориальном смотре-конкурсе с виртуальной экскурсией «Белая Лилия – Лидия Литвяк». Даже перечисление этих наград дает понять, что Ирина Николаевна пользуется в своей работе самыми современными технологиями музейной педагогики. «Особенность нашего музея в том, что наши дети оставляют в нем память о себе, причем в цифровом формате. Снимают видеоматериал, изготавливают своими руками макеты самолетов, диараму с танком и зенитной установкой. Приходят младшие ребята, их сестры-братья, на основе уже музейной информации видят и гордятся своими родственниками, - говорит педагог. - Еще одна экскурсия «Герои земли Волжской» знакомит с жителями, которые вносят большой вклад в развитие поселения сегодня, в наше время. И этот проект тоже в цифровом формате.
И это тоже живая связь поколений. Через наш музей проходит каждый ученик нашей школы-девятилетки». Налажено у учителя плодотворное сотрудничество с сельской библиотекой (заведующая Н.А. Кисткина), где школьники с удовольствием участвуют в краеведческих меро-
приятиях, квизах, чтениях.

В этой школе трудится профессиональная, энергичная и дружная педагогическая команда под руководством директора Владимира Юрьевича Малкина. Половина педсостава – те, кто пришел сюда сорок лет назад и остался верен призванию и учебному заведению. Радует Ирину Николаевну, когда в родную школу возвращаются ее выпускники уже в качестве учителей. Среди ее бывших учеников М.В. Ботянова, Е.А. Капранова (целая педагогическая династия),
А.А. Тишкина, Н.А. Вязанкина, ушедшая из жизни И.И. Грицкевич.

«Школа - мой второй дом, - говорит Ирина Николаевна. - Я отдаю ей все силы и время, а когда сил не остается, вспоминаю горящие глаза моих учеников и с новой энергией захожу в класс и начинаю новый учебный день. Я люблю свою профессию, своих учеников. Без этой любви педагога не может быть.
А будущим учителям предлагаю честно ответить на вопрос: вы готовы отдавать себя без остатка школе, ученикам, не требуя ничего взамен для себя? И если ответ утвердительный, значит, ваш путь верный и в будущем вы станете счастливыми учителями, как и я».

Наталья БЕЛОВА.

Фото Сергея БАРАНОВА

и из архива И.Н. Ивановой.