Жизнь в звуках и красках

Заслуженный работник культуры РФ, директор Детской школы искусств
поселка Черновский Елена Николаевна Попова отметила свой юбилей

В сфере культуры

и искусства, как и в сфере образования, немного найдется людей, у которых

в трудовой книжке есть лишь одна запись. Е.Н. Попова - одна из них.

Многие меняют работу в поисках лучших условий, в целях карьерного роста. Елена Николаевна считает, что не место красит человека. Талантливый руководитель, опытный преподаватель, человек, всем сердцем любящий музыку, детей и свою профессию, она работает в школе с 1980 года, а с 2007-го и по сегодняшний день возглавляет вверенное ей учреждение.

Елена Николаевна Попова - заслуженный работник культуры РФ, обладатель почетного знака Самарской губернской думы «За служение закону», победитель трудового конкурса «Профессионал года» в номинации «Лучший работник образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры», обладатель знака отличия «За достижения в культуре».

Елена Николаевна - очень скромный человек. И в свой праздник она была в своем рабочем кабинете: вела занятия, оформляла необходимые документы, решала важные вопросы. Потому и материал о ней - не перечень ее регалий и заслуг, не панегирик (коего, она без сомнения, заслуживает), а потрет героини в движении.

- Елена Николаевна, как вы, выпускница Тольяттинского музыкального училища, Куйбышевского государственного института культуры, отличница в учебе, горожанка в нескольких поколениях, оказались в поселке Черновский? Помните свой первый день в стенах этой школы?

- Я приехала сюда по распределению. Добралась из города на автобусе. Какая я была? Городская девчонка - активная, энергичная, но совершенно незнающая жизни, выпускница музыкального училища. Первый раз в Черновском. Пока искала школу - пошел сильный дождь, и я промокла. В школу пришли дети познакомиться с новым преподавателем. Увидев меня, они удивились - слишком молодой преподаватель.

Автобусы тогда ходили в Черновский редко, и последний рейсовый маршрут не пришел. Пешком я дошла до переезда, на тепловозе в кабине машиниста доехала до Кинеля, а уже там пересела и вернулась в Куйбышев. Наверное, то первое путешествие закалило характер, я не испугалась и работаю здесь уже 44 года.

Молодой преподаватель не только вела в школе специальный инструмент. Ее давней мечтой было создание оркестра русских народных инструментов. Объединить школьников в единый коллектив - задача не из легких. Но она справилась. Сама делала обработки и аранжировки известных произведений, разучивала с ребятами партии, проводила репетиции, обучая юных музыкантов преодолевать технические трудности и вдохновляя на эмоционально выразительное исполнение. Коллективное музицирование - занятие чрезвычайно нужное и увлекательное. Не столь принципиально, станут ли маленькие домристы, балалаечники и баянисты в будущем профессиональными музыкантами. Приобретенные ребятами на занятиях в оркестре качества обязательно пригодятся им в дальнейшей работе и во взаимоотношениях с людьми. Ведь это так важно: слушать и слышать другого, уважать чужое мнение, уметь работать в команде. Всему этому учила Елена Николаевна школьников, развивая их логическое и творческое мышление, настойчивость и целеустремленность, вырабатывая дисциплину и внушая веру в собственные силы. Ей удалось достичь, казалось бы, невозможного: школьный оркестр совершил целое европейское турне, побывал в Италии, Германии, Австрии, Польше!

- Действительно, сегодня это вспоминается как сказка. Поездка с выступлениями оркестра по странам Европы состоялась в 2004 году. А до этого были выступления в Москве, Санкт-Петербурге, Тихвине. Только в Туапсе мы были трижды - в 2003, 2005 и 2006 годах!
Со всех конкурсов привозили звания лауреатов, а иногда и гран-при. В наше время каждый выезд оркестра сопряжен с огромными организационными трудностями и финансово практически неприподъемен.

После одного из выступлений в храме итальянского города
Ферьера к нам подошел музыкант, оказавшийся, как потом выяснилось, артистом знаменитого театра LaScala, и предложил подготовить совместную программу. Представьте, каково это: в сжатые сроки выучить с детьми новые произведения! Мы получили бесценный опыт и потрясающие впечатления. Горящие азартом глаза ребят, драйв на выступлениях, огромный успех - такое не забывается!

За годы работы Елены Николаевны в школе учебное заведение сильно преобразилось. Сначала обучение велось только на двух инструментах: баяне и фортепиано. В 1990-х было открыто общеразвивающее отделение. Постепенно школа модернизировалась, появлялись новые направления. Сегодня в перечне дополнительных предпрофессиональных программ школы искусств пять специализаций: «Народные инструменты», «Декоративно-прикладное искусство», «Живопись», «Фортепиано», «Искусство театра», «Хореографическое творчество»; по ним обучаются 247 ребят.

Благодаря национальному проекту «Культура» удалось приобрести новые инструменты: в 2021 году - фортепиано, в 2024-м - инструменты народного оркестра. В школе появилось новое звуковое и световое оборудование, обновилась мебель. В следующем учебном году планируется переезд школы во вновь отремонтированное двухэтажное здание.

 - За время вашего руководства школой многое сделано. Что из перечисленного вы считаете своими главными достижениями?

- Уровень материального обеспечения, качество инструментов - это, конечно, очень важно. Но на первом месте для меня - коллектив. Сегодня в нашей школе работают молодые талантливые преподаватели, полные творческого вдохновения и энергии. Я с большим удовольствием помогаю педагогам воплотить в жизнь их задумки, реализовать проекты. Радуюсь, когда они разрабатывают собственные авторские программы, ведут по ним обучение. Без колебаний передала свой оркестр под руководство дирижера Владислава Иванова. Теперь как руководитель школы горжусь его успехами.

Каждый из наших преподавателей - индивидуальность, уникальная личность. Добившись своим талантом и трудолюбием высоких профессиональных результатов, они наполняют жизнь окружающих людей высоким искусством. Критериями успешности работы преподавателя, по-моему, являются сдержанность, терпеливость, оптимизм, умение работать с детьми и понимать их. При этом нужно сохранять тактичность и самообладание, не забывать о требовательности. Преподаватель должен быть общительным, находить время, чтобы выслушать учеников. Такие преподаватели работают в нашей школе. Раиса Федоровна Белякова трудится здесь 26 лет! Тамара Алексеевна Хоркина, выпускница нашей школы, моя ученица, работает преподавателем. Валерий Федорович Попов, Наталья Вячеславовна Будкина… Я могу долго называть, только, боюсь, места в газете не хватит.

Школа стала для меня вторым домом. И это не просто слова. Я действительно очень люблю свою работу. Когда захожу в школу, дела полностью меня поглощают. Это жизнь как по нотам.

Я счастливый человек. Стала заниматься музыкой - и нашла дело всей жизни. Никогда не жалела о выбранной профессии. Приехала в школу - и почувствовала, что здесь мое место. Переехала в поселок вместе с мужем и вместе с ним работаю в школе. Он во всем меня поддерживает. Приходим домой, делимся своими планами, разговариваем об учениках и об их успехах. Работу любим и можем говорить о ней постоянно. Ведь самое главное - чтобы тебя понимали.

- Прошел 2023 год, объявленный Указом Президента России В.В. Путина годом педагога и наставника. Как вы оцениваете его результаты? Какие задачи стоят перед школой в новом году?

- Мы всегда помним о высокой миссии преподавателя как Воспитателя и Учителя. А педагог школы искусств должен стать для детей, своих учеников, еще и проводником в мир прекрасного. 2023 год оказался богат на награды. Сразу несколько наших преподавателей стали лауреатами конкурсов профессионального мастерства, были реализованы яркие проекты. Интересно прошла традиционная конференция «Музыкальное профессиональное образование: настоящее и будущее».

Среди приоритетов нового года - сохранение и увеличение количества учащихся. В нашем поселке нет других учреждений дополнительного образования, поэтому наша цель - привлечь к обучению в школе искусств максимальное количество ребят. Для этого важно заинтересовать не только детей, но и их родителей.

«Внуки пришли», - говорит Елена Николаевна о детях, которых привели в школу родители, раньше учившиеся в школе искусств, выпускники прошлых лет. Директор знает каждого ученика, каждого родителя. И обо всех рассказывает с огромной любовью.

- Я считаю, что талантлив каждый ребенок. Нужно только найти и помочь раскрыть его дарование. Обучение в школе искусств как раз и направлено на развитие художественно-творческих способностей детей.

Самая яркая наша звездочка - Настя Бетяева, сейчас уже Анастасия Сергеевна. Ученица Раисы Федоровны Беляковой, она стала профессиональным исполнителем-домристом и вернулась работать в родную школу. Про таких говорят: «родилась с домрой».

- Вы учите уже не первое поколение детей. Как изменились школьники в XXI веке? Не должна ли школа меняться вместе с ними?

- Конечно, новый век принес
серьезные изменения. Современная жизнь диктует свои условия: ее ритм ускоряется, наш мозг перенасыщается информацией. Мир выходит на другой уровень, многое из старого теряется с годами. Но есть и то, что не меняется: бережное и трепетное отношение к детям.
От того, как они будут воспитаны, кем станут, когда вырастут - зависит и наше будущее.

Есть много музыкально одаренных детей. Но раньше классическая музыка звучала по радио и телевидению гораздо чаще, многие
в семьях пели, играли на музыкальных инструментах. Сегодня традиция домашнего музицирования практически исчезла. Приходят ребята в школу искусств, а ни одной песни спеть не могут, просто не знают ни детских, ни народных мелодий. Мир искусства для них открывают преподаватели школы.

Мне кажется, что в работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Обучение сегодня должно происходить в атмосфере сотворчества. Но трудиться, заниматься, работать самостоятельно тоже нужно учить обязательно.

Какой будет школа будущего - трудно предугадать. Мне бы хотелось, чтобы обучение детей различным видам искусства было массовым. Я абсолютно согласна с
В.А. Сухомлинским, который говорил: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

В завершение статьи остается только пожелать нашей героине здоровья, долголетия, новых творческих идей и их успешной реализации.

О человеке судят по его делам. Школа искусств поселка Черновский характеризует Елену Николаевну лучше всяких слов. Все коллеги отзываются о ней с огромным уважением и любовью. Здесь помещаем только малую толику того, что удалось услышать за время подготовки этой статьи.

В.П. Максимов, почетный профессор Самарского государственного института культуры, заслуженный работник культуры РФ:

- Я знаю Елену Николаевну еще со времени ее обучения в институте: одна из лучших студенток на своем курсе - талантливая, заинтересованная, - она стала высококлассным специалистом. Как преподаватель она выпустила много хороших исполнителей; среди учеников ее класса - лауреаты областных и всероссийских конкурсов. В должности директора она проявила себя как замечательный организатор. Коллективы школы всегда выступают с новыми программами, демонстрируют высокий исполнительский уровень. И на всех конкурсах Елена Николаевна - рядом со своими ребятами: смотрит, поддерживает, способствует продвижению коллег.

В.В. Иванов, доцент, художественный руководитель оркестра русских народных инструментов «Волжская жемчужина»:

- Елена Николаевна для меня - пример высочайшего профессионализма. Она строгий и справедливый преподаватель, внимательный и мудрый наставник, энергичный и амбициозный руководитель, отзывчивый и очень скромный человек. Я счастлив, что судьба привела меня в эту школу, и рад, что продолжаю работать вместе с Еленой Николаевной.

Беседовала Анна ЛАЗАНЧИНА,

кандидат искусствоведения,

доцент Самарского государственного института культуры.