На страже безопасности дорожного движения
Именно 3 июля 1936 года постановлением Совета народных комиссаров было утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции». В июне 1998 года ГАИ стала Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ. 2 июля 2002 года ведомство получило второе официальное, при этом историческое наименование - Госавтоинспекция. День ГИБДД официально утвержден приказом министра МВД в 2009 году.
Главное –
профилактика
Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования - главная миссия службы ГИБДД ОМВД России по Волжскому району. Это сложный участок работы - хорошо развита дорожная сеть, а транспортный поток постоянно растет, однако 57 сотрудников отдела ГИБДД с поставленной задачей справляются.
Статистика в подтверждение. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на территории района за
6 месяцев 2020-го количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 28,2%, количество пострадавших - на 24,5%. Помимо круглосуточного дежурства экипажей на трассах и в населенных пунктах сотрудники отдела районной госавтоинспекции ежемесячно проводят групповые целевые рейды под условными названиями «Контроль трезвости», «Тонировка», «Мототранспорт», «Пешеходный переход» и другие.
Начальник отдела, подполковник полиции Д.Н. Баландов, его заместители - подполковник полиции О.Г. Паркин и капитан полиции Д.К. Ивашкин, нацеливают своих подчиненных прежде всего на профилактику ДТП, а уж если происшествие произошло - на оперативную помощь людям - водителям или пассажирам - в конкретной сложившейся ситуации. Именно исходя из этого посыла и на основе анализа происшествий руководство отдела ГИБДД разрабатывает текущие и перспективные планы работы подразделения, а также специальные мероприятия, связанные с улучшением дорожных условий, надзора за движением и обеспечением безопасности движения в период проведения массовых мероприятий.
По итогам 6 месяцев 2020 года сотрудниками ГИБДД ОМВД России по Волжскому району выявлены 5814 административных правонарушений. Возбуждено 113 административных дел на водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, на 6,1% больше стало водителей, задержанных за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Для дальнейшего рассмотрения в суды направлено 500 административных материалов, по которым уже приняты судебные решения. Более того: осуществляются выезды по месту жительства лиц, своевременно не уплативших штрафы за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.
На особом контроле отдела - детский дорожно-транспортный травматизм. За 6 месяцев 2020 года на территории Волжского района зарегистрировано 5 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 18 лет, в них 8 несовершеннолетних получили травмы, погибших нет. Все пострадавшие в ДТП дети и подростки являлись пассажирами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП с участием детей снизилось на 73,3%. За указанный период наездов на детей-пешеходов не произошло. Инспекторы отдельного взвода ДПС выявили 53 нарушения ПДД детьми и 123 нарушения ПДД водителями, связанные с несоблюдением правил перевозки людей.
В проведении профилактических мероприятий активно участвуют руководители подразделения и инспекторский состав отдела ГИБДД ОМВД России по Волжскому району. Работа сотрудников дорожной полиции организована во взаимодействии с участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Волжскому району, с сотрудниками отделов по борьбе с экономическими преступлениями и по противодействию коррупции, а также с представителями администраций сельских поселений и общественных организаций.
Приоритетная задача госавтоинспекции - обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге. Оно проводится в тесном взаимодействии с Поволжским управлением министерства образования и науки Самарской области, в частности - с отделом по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Служба дни и ночи
С экипажем дорожно-патрульной службы отдельного взвода ГИБДД ОМВД России по Волжскому району Самарской области мы встретились на кольце, где обводная дорога вокруг Самары пересекается с трассой, ведущей на Оренбург. Транспортный поток здесь напряженнейший: за сутки здесь только счет фур в направлении Самары, Волгограда, Москвы, Казахстана идет на тысячи, столь же плотен поток личного автотранспорта. Нагрузка на инспекторов госавтоинспекции немалая, однако для общения с корреспондентами «Волжской нови» капитан полиции, инспектор дорожно-патрульной службы И.Р. Туктаров и его коллега, старший лейтенант полиции И.В. Елисов несколько минут выбрали. Поочередно: дорога без инспекторского пригляда оставаться не должна.
Сначала поговорили с капитаном полиции И.Р. Туктаровым. В органах внутренних дел он с 1985 года, отличник ГИБДД, за выслугу лет награжден рядом ведомственных медалей. Пришел в госавтоинспекцию сразу после демобилизации (служил в Польше, в ракетных войсках).
Ильдар Рахимзянович рассказывает:
- Есть маршрут движения, согласно которому в ходе дежурства контролируем обстановку на ряде аварийно опасных участков автотрасс, в обязательном порядке объезжаем село Николаевку, поселок Черновский, поселок Просвет, село Спиридоновку, село Черноречье, поселок городского типа Рощинский, поселок Домашкины Вершины.
Безусловно, с каждым годом работать сложнее: трафик транспорта увеличился в разы, соответственно возросло и напряжение на трассах, что сказывается на эмоциональном состоянии участников движения. Хорошо, что подавляющая часть водителей, что называется, держит себя в руках, понимает, что инспектор остановил их не по своей прихоти, а по долгу службы. Опять же, мы всегда готовы помочь тем, кто испытывает те или иные трудности на дороге. Самое малое – подскажем оптимальный маршрут движения, а если что-то более серьезное, тоже в одиночестве не оставим. Вот за несколько минут до вашего приезда у одной из фур отвалилось колесо. Водитель к нам: выручайте. Остановили автокран, он машину приподнял, колесо заменили.
В упомянутых населенных пунктах в основном ведем профилактическую работу с нарушителями правил дорожного движения, причем не только с водителями, но и с пешеходами. В первую очередь - с детьми. Подростки – народ шустрый, бегают по улицам, гоняют на своих велосипедах, скутерах и мопедах, ПДД нарушают довольно часто. К штрафам без крайней необходимости не прибегаем, стараемся убедить их, проводя своеобразный ликбез по правилам поведения на дороге. Со взрослых, конечно, спрос более строгий. Кстати, зачет на знание ПДД сами инспекторы сдают не реже раза в полтора месяца.
Дополнил командира старший лейтенант И.В. Елисов. Игорь Викторович в госавтоинспекции с августа1991 года. Пришел в ГАИ после срочной службы в частях ВДВ, располагавшихся в Венгрии. Награжден знаком «Отличник советской милиции», тремя медалями за выслугу лет.
На вопрос, что самое главное в профессии, ответил: «Знание закона и уравновешенность. В большинстве своем водители понимают, что причина остановки - либо нарушение правил, либо необходимость помощи другим участникам движения.
Наша задача - у водителей грузового автотранспорта проверять сопроводительные документы на предмет законности перевозки груза. В том числе и соответствующие сертификаты. На данном участке большой трафик из Казахстана, поэтому инспекторы должны убедиться, что груз безопасен для ввоза на территорию Российской Федерации.
Водителей же личного автотранспорта останавливаем в основном за нарушения ПДД. Чаще всего за грязные номера, не включенный ближний свет, опасную езду. Весной, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, останавливали транспорт в профилактических целях: предупреждали водителей о целесообразности оставаться дома».
Для информации: дневные и ночные дежурства инспекторов длятся по 12 часов. К примеру, по графику после двух дневных дежурств следуют два дня отдыха, а затем последуют два ночных наряда. Не каждый сможет годами работать по такому графику. В общем, служба трудная. И – опасная.
Есть в биографиях капитана Туктарова и старшего лейтенанта Елисова и необычные эпизоды. Капитан рассказал, как в середине двухтысячных он вместе с товарищами именно на этой развязке обводной дороги с трассой на Оренбург участвовал в задержании группы вооруженных злоумышленников, уже направлявшихся «на дело», и о том, как неоднократно брали наркокурьеров.
Есть что вспомнить и старшему лейтенанту. Так, в середине девяностых Елисов со своим напарником, капитаном Александром Анатольевичем Парфеновым, находились на посту в Дубовом Умете. Поступило сообщение, что в одном из сел Красноармейского района совершен вооруженный грабеж. По ориентировке, преступники передвигались на пикапе ИЖ 2715 к трассе Самара – Большая Черниговка. Инспекторы заметили их, когда грабители выехали со стороны Сухой Вязовки. Началось преследование, через пятнадцать-двадцать минут злоумышленников загнали в тупик, задержали. А было их, кстати, четверо. При досмотре под сиденьем был обнаружен обрез.
Я поинтересовался, какие пожелания есть у них в связи с профессиональным праздником, и оба оказались единогласны: коллегам – здоровья, а всем участникам дорожного движения – взаимопонимания! Присоединяемся!
Евгений ЕСИН.
Фото Сергея БАРАНОВА.