«ЕДДС района слушает…»

Вот уже четырнадцать лет волжане круглосуточно слышат эти слова,
набирая номер 264-16-05

ЕДДС – это настоящий штаб, куда жители района звонят, чтобы сообщить о ЧП. Главная ее задача – спасение жизни и здоровья человека, быть связующим звеном между заявителем и специализированными службами, координирующим и контролирующим органом.

Со дня создания районной ЕДДС ее возглавляет полковник внутренней службы в отставке А.В. Носовский.

Он родился в селе Домашка Кинельского района. После окончания средней школы работал на заводе «Прогресс», служил срочную в Группе советских войск в Германии, обучался по специальности противопожарная техника и безопасность в Свердловском пожарно-техническом училище МВД СССР и Ленинградском филиале высшей пожарно-технической школы. С 1976 по 2002 год служил в системе МВД на разных должностях, с 1991 по 2008 год - начальником отряда государственной противопожарной службы №46 по охране Волжского района. Со 2 февраля 2009 года А.В. Носовский работает в должности начальника ЕДДС муниципального района Волжский. Имеет ведомственные награды МВД и МЧС.

- Анатолий Васильевич, как создавалась одна из самых сложных и ответственных служб администрации?

- Не скажу, что в муках, но потрудиться пришлось немало, чтобы и оснастить ее всем необходимым, и сотрудников подобрать, и наладить контакты как с нижестоящими, так и вышестоящими службами областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Нам выделили помещение в здании администрации района, включили службу в структуру управления градостроительства и ЖКХ, общее руководство было возложено на главу района, непосредственное – на начальника ЕДДС. Для нее закупили все необходимое программно-техническое оборудование, заключили Соглашения о взаимодействии по организации информационного обмена со службами экстренного реагирования, органами управления РСЧС и ресурсоснабжающими организациями.

Сначала в штате было пять человек – начальник и четыре диспетчера. В 2018 году по федеральной программе в ЕДДС было установлено оборудование системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, и в ЕДДС появились еще два АРМ – автоматизированных рабочих места. Дополнительно в штат ввели операторов системы 112. Сегодня в службе работают 10 человек: начальник, заместитель, четыре оперативных дежурных ЕДДС и столько же помощников оперативного дежурного – оператора системы 112.

В этом году при угрозе ЧС и ЧС служба имеет право оповещать население через смс-сообщения в соответствии с заключенными соглашениями между администрацией муниципального района Волжский и операторами сотовой связи. По Интернету специалисты службы отслеживают заторы на дорогах, сообщения соцсетей.

В рамках реализации областной программы «О защите населения от ЧС» ООО «Автел» провело проектирование комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) в м.р. Волжский при ведении военных действий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, начато строительство первой очереди объектов с выводом оборудования КСЭОН в ЕДДС района, в 2023 году планируется ввод в эксплуатацию.

- Какие задачи стоят перед вашей службой и как она работает?

- По Положению о ЕДДС, утвержденному администрацией района, служба предназначена для оперативного управления приведением в готовность сил и средств районного звена РСЧС, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС, а также в условиях ведения гражданской обороны. Также важными задачами являются организация информационного взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти и организаций при осуществлении мер информподдержки принятия решений и при решении задач в области защиты населения и территории от ЧС; оповещение и информирование населения о ЧС по установленным в ЕДДС техническим средствам оповещения; координация деятельности органов повседневного управления РСЧС муниципального уровня.

На деле же наши оперативные дежурные и операторы системы 112 круглосуточно принимают сообщения со всей территории района о ежедневных происшествиях. Об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации мы своевременно оповещаем руководство муниципалитета. А в целом алгоритм действий сотрудников такой: прием сообщений, их анализ, определение необходимых мер, оповещение служб, контроль исполнения решений.

Мы принимаем все звонки, отвечаем на них. Много сообщений направляется в наш район из ГКУ Самарской области «Безопасный регион» по линии 112, если происшествие произошло на территории нашего муниципального образования. Так, в нынешнем году в ЕДДС Волжского района уже поступило 33764 (АППГ-28340 +16%) обращений граждан различного характера. В том числе по АРМ системы - 112 - 23702 (АППГ 20834 +12,1%). В среднем реагировали на 102 информационных сообщения в сутки (АППГ- 85).

- Определенное количество звонков в ЕДДС приходится на коммунальную сферу...

- Да, немалый процент обращений граждан связан со сферой деятельности ЖКХ. Сбои в работе коммунальных и энергетических сетей, конечно же, могут быть не только следствием чрезвычайных ситуаций, но и причиной возникновения ЧС. Порыв трубы теплоснабжения, пожар на подстанции могут оставить без тепла и электричества целый микрорайон или несколько улиц села на длительное время. И если не принять должные оперативные меры, серьезная авария может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Поэтому коммунальная сфера тоже находится на контроле ЕДДС.

И все же хочу обратиться к жителям многоквартирных домов с такой просьбой. Сейчас в каждом МКД, обычно на входной двери или на первом этаже, есть информация об экстренных службах и аварийных бригадах управляющих организаций. Номера их телефонов следует занести в записную книжку или в мобильный телефон и обращаться в первую очередь в эти службы управляющих компаний и ТСЖ, чтобы не использовать ЕДДС в качестве промежуточного звена. Помните: пока вы занимаете номер ЕДДС своим сообщением о соседе, который затапливает вашу квартиру или сломал лифт, до нашей службы не может дозвониться участник или очевидец происшествия, где необходима экстренная помощь пострадавшим.

Если все же в ЕДДС жильцы обращаются с вопросами, которые уполномочены решать управляющие компании или ТСЖ, оперативные дежурные только порекомендуют обратиться в обслуживающую организацию и если заявитель не знает номер ее телефона, предоставят его. При возникновении частных проблем, связанных с электро-, тепло-, водоснабжением и водоотведением, гражданам гораздо целесообразней обратиться в ресурсоснабжающую организацию напрямую. Это намного ускорит процесс решения проблемы.

И еще одно замечание. Нередко звонки поступает от тех, кому нужно просто высказаться, пожаловаться. Но важно знать, что в это время могут не дозвониться те, кому действительно угрожает опасность и требуется экстренная помощь служб.

- Какими качествами должны обладать сотрудники ЕДДС?

- В диспетчерской службе работают специалисты, к которым предъявляются серьезные требования: стрессоустойчивость, умение выслушать и помочь, оперативность действий, многозадачность. У нас нет текучки, люди работают в службе годами. В основном это те, у кого есть опыт и стаж службы в пожарно-спасательных частях МЧС, Вооруженных силах, МВД. Они не теряются в сложных ситуациях, умеют выслушать и помочь. Как говорится, прошли огонь и воду, причем в самом прямом смысле.

В Волжской ЕДДС у всех сотрудников высшее образование, огромный опыт – это люди зрелого возраста, офицеры (майоры, подполковники) в отставке. Женщины у нас не задерживаются – видимо, не выдерживают напряжения.

И хотя наши специалисты имеют высокую квалификацию, они постоянно проходят обучение для поддержания уровня профессиональной подготовленности, совершенствования практических навыков.

Беседовал Александр КАРАВАЕВ.

Фото Сергея БАРАНОВА.