Создатели техники завтрашнего дня

В последнее воскресенье сентября отмечается День машиностроителя

 

Среди тех, кто вносит весомый вклад в развитие отрасли, особое место занимает завод «Пегас-

Агро» (генеральный директор

С.А. Линник) из поселка Стройкерамика Волжского района. Сегодня он по праву входит в десятку лучших производителей отечественной сельскохозяйственной техники.

За годы работы российский производитель стал одним из крупнейших в своей сфере в России – сейчас это производство полного цикла с собственным конструкторским бюро, лабораториями и цехами, оснащенными высокоточным оборудованием и станками.

В конце декабря прошлого года завод перевел основное производство на новую площадку, построенную недалеко от прежней в том же Смышляевском поселении. Это позволило более чем в два раза увеличить выпуск самоходных опрыскивателей-разбрасывателей линейки «Туман», востребованных как у крупнейших агрофирм, так и у фермеров. Как с гордостью отметила гендиректор Светлана Анатольевна Линник, «Пегас-Агро» является лидером в этом сегменте производства и продолжает совершенствовать свои «Туманы». Об этом говорят производственные показатели компании, высокий спрос на машины, многочисленные награды выставок и восторженные отзывы потребителей.

Два десятилетия самоходные машины для внесения минеральных удобрений и химической защиты растений марки «Туман» пользуются неизменным спросом на российском рынке и в государствах ближнего и дальнего зарубежья.

А начиналась история нынешнего «Пегаса» задолго до его официальной регистрации – в 1998 году. Тогда несколько выпускников Самарского аэрокосмического университета на базе студенческого конструкторского бюро вели проектирование сверхлегких самолетов малой авиации, а заодно оказывали услуги самарским сельхозпредприятиям по химзащите растений и внесению удобрений на поля, используя летательные аппараты собственного производства. Спрос на обработку сельхозугодий был очень высоким, но работы были связаны с риском, да и «влетали» крестьянам в копеечку.

Тогда-то будущие учредители «Пегаса» и их единомышленники решили спроектировать наземную сельхозмашину, которая бы сравнилась с авиационной техникой по скорости и качеству обработки почвы и посевов. В 2000 году они начали разработку первых образцов пневмоходов, старались, чтобы машина получилась легкой, скоростной и удобной в управлении. В результате в 2001 году была создана первая машина. Так было положено начало новому направлению машиностроения в Самарской области, призванному обеспечить скоростной и высокопроизводительной техникой сельчан для защиты полей от вредителей и точного малозатратного внесения минеральных удобрений.

В 2010 году была официально зарегистрирована компания «Пегас-Агро», которая занялась выпуском опрыскивателей-разбрасывателей в промышленных масштабах.

Вслед за «Туманом» первой и второй модели в 2019 году линейка продукции пополнилась новым опрыскивателем-разбрасывателем «Туман-3», который стал пользоваться спросом у покупателей. При этом волжский завод стал стремительно охватывать не только российский рынок, но и стран ближнего и дальнего зарубежья: «самоходки» нашли применение в полях Узбекистана, Молдовы, Казахстана, Беларуси и других государств.

Как и на промышленных гигантах, на заводе действуют несколько основных цехов: заготовительный, механической обработки, сварочный, электромонтажный, окрасочный, сборочный, а также «ворота качества» (проверка машин после сборки). Машины в последние годы претерпели серьезные изменения, которые появились в том числе благодаря обратной связи с покупателями – заводчане всегда слышат своего потребителя, анализируют и учитывают его пожелания. Новые модификации колесной техники не только грузоподъемные и легкие - они комфортны в работе, оснащены системами навигации и кондиционирования, имеют привлекательный дизайн. Есть у компании и новый проект, над которым работают специалисты конструкторского отдела машзавода во главе с главным конструктором А.П. Шляхно. В эти дни «пегасовцы» собирают шесть машин в день, за год они намерены изготовить1200 единиц и пока к намеченному рубежу идут по графику.

Гордость любого коллектива – это, конечно, люди. На молодом предприятии ветеранов немного – в основном те, кто стоял у истоков создания машзавода, а большинство сотрудников – молодежь и специалисты среднего возраста. Сюда охотно идут трудиться жители областного центра, близлежащих поселков – Смышляевки, Стройкерамики, Петра Дубравы.

В канун Дня машиностроителя мы решили рассказать об одном из современных руководителей производства. Его путь на завод и карьерный рост во многом типичен для нынешнего поколения специалистов и в то же время неординарен.

Нынешний 33-летний начальник участка подготовки производства по проектам Евгений Викторович Гавров – уроженец Куйбышева, но давно живет в поселке Петра Дубрава. Его отец, как говорит Евгений, «построил пол-Самары», возводил здания в ставшей родной Петра Дубраве, мама трудилась на местном пороховом заводе «Коммунар». Женя окончил школу в поселке, отслужил срочную в Воздушно-космических силах на Дальнем Востоке, окончил один из городских техникумов и получил специальность автомеханика. Уже в детстве он  хотел быть технарем, все делать своими руками, что-то создавать.

После службы Евгений Гавров сразу загорелся желанием устроиться на перспективное предприятие, о котором много рассказывали земляки, хвалившие и продукцию завода, и социальную политику руководства, и условия труда. Однако в то время вакансий на «Пегасе» не оказалось, и Евгений поступил на соседнее предприятие, лелея надежду все же стать «пегасовцем». Как говорится, если сильно захотеть, то все получится. Так вышло и у Е. Гаврова: он дождался своего часа и в 2012 году, когда завод уже выпускал технику на площадке в Стройкерамике, влился в ряды его коллектива.

Когда Евгения принимали в сборочный цех, один из руководителей служб завода пошутил: «Хрупок ты для физически тяжелого труда, не сдюжишь…» На что парень всерьез заявил: «Принимайте! Я сильный и жилистый, спортом занимался. Сами увидите, на что способен». В итоге так и вышло – завод его принял, а все такой же стройный и подтянутый Гавров уже десять с лишним лет доказывает, что не в телосложении дело, а в трудолюбии и желании доказать свою нужность.

За эти годы Евгений Викторович поработал практически во всех службах и цехах компании. Новичок досконально изучил многие тонкости производства, освоил специальности сборщика, гибщика металла, сварщика, причем зачастую занимался этим, когда кто-то из товарищей уходил в отпуск. Например, «сварному делу» учился, делая стеллажи для нужд завода. Перелопатил в свободное время кучу технической литературы, самостоятельно изучал такие науки, как гидравлика и психология. Понравилась ему и работа в службе качества. «У нас на заводе можно научиться любому делу, - говорит Е.В. Гавров. - Наставники в цехах и службах просто замечательные!»

Многое почерпнул Евгений и в то время, когда совершенствовать производство машин «Пегасу» помогали лучшие умы КамАЗа. Стремление специалиста к самосовершенствованию заметило руководство предприятия - его назначили мастером, что неудивительно: Евгений знал каждый винтик и болтик в машине, мог собрать-разобрать любой узел в ней.

На «Пегас-Агро» повышается производительность труда, растет качество продукции. Большую роль в этом сыграло участие в госпрограммах, направленных на обучение персонала, улучшение промышленного производства.

Одним из новшеств стало внедрение на заводе участка рационализаторских идей.
В число главных проводников этой практики на «Пегас-Агро» вошел и Е.В. Гавров, которого поставили начальником участка. А Евгений пошел учиться в Самарский государственный аграрный университет на инженерный факультет по программе «Технические системы в агробизнесе».

«Инженер - это двигатель прогресса, - делится своими размышлениями Евгений. - Но и это звание нужно подкреплять делами, передавать опыт молодежи, делиться знаниями. И обязательно учиться самому, не стоять на месте. Это важно и лично для меня, и для компании. К счастью, на «Пегасе» отлично развит институт наставничества, который, кстати, способствует сплочению коллектива и росту мастерства специалистов».

…Евгений Викторович - не первый собеседник-заводчанин «Волжской нови». И с кем бы мы ни говорили о «Пегас-Агро», будь то начальник управления качеством А.Г. Горбатовский, или главный конструктор А.П. Шляхно, или Е.В. Гавров, все они увлеченно, с огоньком в глазах рассказывали о своих «Туманах», о людях, собирающих их для российского крестьянина, о перспективных разработках, конкурентах, участии в демонстрационных показах и выставках. Многое из нынешней беседы с начальником участка осталось за рамками статьи, но главный вывод напрашивается сам собой: машзавод из Стройкерамики - одна из тех компаний, которая постоянно находится в движении и показывает другим предприятиям пример для подражания.

С праздником,
волжские машиностроители!

Александр КАРАВАЕВ.

Фото Сергея БАРАНОВА.