Заслуженный учитель

Педагогу Рощинский школы Галине Алексеевне Вдовенко присвоено почетное звание

 

Накануне нового учебного года на традиционной августовской конференции работников образования региона губернатор Самарской области Д.И. Азаров вручил учителю химии образовательного центра поселка Рощинский Г.А. Вдовенко удостоверение и нагрудный знак «Заслуженный учитель Самарской области».

Этим почетным званием отмечают высокопрофессиональных учителей общеобразовательных учреждений за особые заслуги в воспитательно-педагогической деятельности и многолетнюю плодотворную работу по обучению подрастающего поколения.

Галина Алексеевна – учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации (2011 г.), лауреат конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области» 2013 года, обладатель золотой медали Национальной премии «Элита российского образования», ветеран труда федерального уровня. Ее выдающийся вклад в систему образования отмечен благодарностями губернатора и Самарской губернской думы, почетными грамотами, дипломами и благодарственными письмами министерств образования и науки РФ и Самарской области, Поволжского управления профильного министерства. Имя
Г.А. Вдовенко золотыми буквами вписано в историю народного образования и просвещения Волжского района и Самарской области. Но путь к всеобщему признанию у нее был нелегким – к нему педагог шла многие годы.

Галина Артемова (в девичестве) родом из небольшого села Алексеевка Жмеринского района Винницкой области Украинской ССР. Вместе с сестрой она воспитывалась в обычной советской семье, отец работал электриком, мама - старшей медсестрой. В 1987 году Галина с золотой медалью окончила среднюю школу в соседнем селе Станиславчик и сразу же поступила на химический факультет Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова, осуществив заветную мечту изучать эту интересную и сложную науку, получить профессию химика. К такому серьезному шагу в выборе профессии отличницу-старшеклассницу вела директор школы, учитель химии Е.М. Волкова – замечательный педагог и знаток своего предмета. Все пять лет учебы в вузе студентка усердно «грызла гранит науки», показывала глубокие знания в курсовых работах, и профессор Т.Л. Ракитина, оценив ее труды и успехи, рекомендовала остаться работать в университете и поступить в аспирантуру.

В 1992 году Галина Алексеевна окончила вуз с отличием, получила диплом с указанием специальности «химик, преподаватель», но в науку не подалась. Как раз в студенческие годы она встретила свою любовь - курсанта Одесского артиллерийского училища самарца Андрея Вдовенко и летом 1991-го вышла за него замуж. Для дальнейшего прохождения службы молодого офицера направили в Белоруссию, куда он и привез красавицу супругу. А как часто случается у офицерских жен, места в школе ей не нашлось, хотя молодой специалист и стремилась найти работу по специальности. К счастью, вскоре семья оказалась на родине мужа (Андрей Анатольевич получил новое назначение – в Рощинский), Галина Алексеевна зимой 1993 года устроилась в школу №70 – так начиналась ее педагогическая деятельность, которая стала делом всей жизни. Кстати, педагогику как науку в университете студентам преподавали в небольшом объеме, все-таки это не педагогический вуз, поэтому учителю пришлось осваивать ее самостоятельно и в институте повышения квалификации.

В это же время в семье произошло радостное событие – родился сын Анатолий, а чуть позже глава семьи поступил в Михайловскую военную артиллерийскую академию, и Вдовенко во время учебы стали жить в северной столице. Середина 90-х прошлого века – тяжелое во многих отношениях время, даже работу найти было сложно, однако Галина Алексеевна все же устроилась в одну из петербургских школ учителем химии. Тогда же ей впервые доверили классное руководство.

Именно здесь, на берегах Невы, преподаватель пришла к выводу, что для успешного решения задач воспитания старшеклассников нужно сплотить ученический коллектив и увлечь ребят общим интересным делом. Так была выработана, говоря на языке военных, стратегическая цель педагога, началось воплощение ее на практике «тактическими» задумками, причем это были только первые попытки творческого подхода к делу, которые Галина Алексеевна в дальнейшем неутомимо развивала.

После окончания Петербургской академии А.А. Вдовенко получил новое назначение, и семья на несколько лет переехала в Забайкалье, в Читинскую область, где офицер нес службу на «дальнем пограничье», оттуда уезжал в командировки на Северный Кавказ, а его супруга три года учила детей в Даурской средней школе в военном городке.

С 2001-го Вдовенко живут в Рощинском постоянно. Андрей Анатольевич ушел в отставку, но без работы не сидит. За двадцать два года в образовательном центре Галина Алексеевна реализовалась как учитель, заслужила непререкаемый авторитет у коллег, учеников и родителей, приобрела единомышленников. Ее уважают за профессиональные и личностные качества: эрудицию, справедливость, доброту, требовательность, активную жизненную позицию. Во многом становлению Г.А. Вдовенко способствовала заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе О.А. Клименко, недавно ушедшая на заслуженный отдых, которую учитель химии считает образцом педагога и наставника за ее стиль работы, отношение к преподавателям и детям, компетентность во всех вопросах. Да и сама Галина Алексеевна не раз брала на себя обязанности наставника – помогала молодым преподавателям влиться в коллектив. Например, нынешним учителям географии Юлии Алексеевне Ворошиловой и Светлане Эдуардовне Кветкиной. К тому же Вдовенко – руководитель школьного методического объединения естественнонаучного цикла, а такая работа не всякому учителю по плечу.

Галина Алексеевна гордится своей профессией: «Химия – мой любимый предмет, источник творческих поисков. Не секрет, что это одна из самых сложных наук. Я очень рада, что могу быть для детей проводником в новую область знаний, в профессию. Стараюсь относиться к своему труду с высокой самоотдачей и быть честной с собой и людьми, которые тебя окружают. Мне нравится видеть результат в по-взрослевших выпускниках, учиться и развиваться самой. Горжусь тем, что мои ученики достигают высоких результатов, в том числе на ЕГЭ получают по 95-98 баллов, как это было в минувшем учебном году».

О том, что в Рощинской школе у единственного учителя химии учащиеся получают глубокие знания, свидетельствуют успехи ее воспитанников. Среди них есть выпускники химфака Российского университета дружбы народов, Самарского госуниверситета, Российского химико-технологического университета, медуниверситета.
И, конечно, благодарные ученики из разных концов страны говорят учителю спасибо за вложенный в них труд.

За эти годы, считает Галина Алексеевна, изменилась и сама Рощинская школа во многом стараниями ее директора О.И. Рубиной, и методика преподавания, особенно благодаря внедрению в процесс обучения цифровых технологий. В школе есть все условия для того, чтобы учитель мог себя реализовать, говорит Г.А. Вдовенко. А дети есть дети, они все разные, но приходят с общей целью – учиться, получать знания, которые будут востребованы в жизни. «Наша задача – профессионально, на совесть выполнять свою работу и давать путевку в жизнь сформированным в школе и семье личностям», - говорит педагог.

К любому делу Г.А. Вдовенко подходит творчески, будь то преподавание учебного предмета или внеклассная работа. У нее есть немало авторских социальных работ: «Безопасность продуктов, содержащих ГМО: за и против», рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная химия», «Здоровьесбережение. Экология питания», «Здоровьесбережение в школе. Проект «Альтернатива». Так, проектная группа «Альтернатива» занималась пропагандой здорового образа жизни в школе и поселке. По инициативе ребят и при участии администрации поселения недостроенный, бесхозный каток превратился в благоустроенную хоккейную площадку. Три года
Г.А. Вдовенко курировала общешкольную программу здоровьесбережения, привлекла к претворению ее в жизнь как детей, так и взрослых. При этом химия, как и другие предметы, служит для пропаганды ЗОЖ. Кроме того, педагог вовлекает ребят в волонтерское движение, направленное на помощь землякам и облагораживание военного городка, ее питомцы и родители стояли у истоков зарождения в
Рощинском движения «Бессмертный полк».

Главная идея работы педагога со старшеклассниками – вовлечь детей в значимую деятельность, научить их методике проведения исследований, планированию действий. А себе классный руководитель отводит роль командующего этим процессом.

Примечательно, что звание заслуженного учителя Самарской области Галине Алексеевне присвоено в Год педагога и наставника, объявленного Президентом страны в знак признания особого статуса представителей профессии. А директор школы О.И. Рубина в Благодарственном письме отмечает преданность своего педагога избранному делу, высокий профессионализм, неутомимый творческий поиск, инициативу и индивидуальность учителя, доброту и душевную щедрость коллеги. И вряд ли что-то можно добавить к этим словам руководителя.

Александр АЛЕКСЕЕВ.

Фото Сергея БАРАНОВА

и из архива Г.А. ВДОВЕНКО.