Разговор о важном

Участники СВО рассказали молодежи о трудностях и подвигах на передовой

  

На встрече, которая была организована в историко-краеведческом музее

им. А.В. Юшкина, на вопросы ребят отвечали инструктор Николай Юрьевич Мишин и контрактник Максим Владимирович Бурин.

Мероприятие открыла директор музея Е.А. Гундорина, признавшись, что испытывает особое волнение перед этой встречей. Бывшие ученики дубовоуметской школы сегодня пришли в военной форме, а Максим еще и в боевом обмундировании – бронежилете и модернизированном шлеме. Елена Александровна искренне поблагодарила их за согласие пообщаться: «Больше года мы живем совсем в другой, отличной от мирной жизни ситуации. Одни не ощущают событий, происходящих в мире, другие принимают самое активное участие – плетут сети, изготавливают окопные свечи, сублимированные борщи, медицинские расходные материалы, эвакуационные носилки, собирают гуманитарную помощь. А кто-то, взяв в руки оружие, находится там, где идут боевые действия…»

Николай Мишин ушел на фронт через полтора месяца с начала спецоперации, попав в штурмовой отряд. Действующий военный, он имеет два боевых ранения, награжден орденом Мужества и медалью «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. «Быть штурмовиком – тяжелая работа, эти люди первыми идут на захват позиций противника, – говорит Николай. - Защищать свою Родину – это дело каждого мужчины. Мы собираем добровольные подразделения, тренируем контрактников, передаем им свой боевой и жизненный опыт, тем самым увеличиваем шансы ребят на выживание. Я уверен, что победа будет за нами».

Максим Бурин пробыл в зоне СВО полгода, «работал» на Каховской ГЭС в то время, когда ее взорвали. «Первыми в бой идут штурмовики или тяжелая техника, - рассказал военнослужащий. - Много раз прощался с жизнью, когда были прорывы со стороны Украины. Было страшно, когда подорвали Каховскую ГЭС, было очень жалко людей, вытаскивали детей, мирное население. Были моменты, когда я думал, зачем я сюда пришел, но когда проходишь через постоянные прилеты, свисты в ушах, взрывы – становишься «обстрелянным»… Много товарищей осталось там, не хотелось бы больше никого хоронить. Это очень тяжело. Но мы все равно добьемся победы».

Ребят спросили про гуманитарную помощь. Особенно трогательными для них оказались детские письма, которые солдаты перечитывают и носят с собой, а мягкие игрушки, порой, становятся их личными талисманами. Военнослужащие поблагодарили Елену Александровну Гундорину и сотрудников краеведческого музея за гуманитарную помощь, которая была отправлена на луганское направление. «Мы не нуждаемся в технике, тепловизорах, нам это предоставляют», - объяснил Максим и показал свой модернизированный шлем, куда крепятся прибор ночного видения, камера. Рассказали, как важно подобрать по своему размеру обмундирование, насколько оно повышает шансы сохранить жизнь в бою. Затронули вопросы взаимодействия разных подразделений и разницы тактики ведения войны российской и украинской сторонами. «Там у нас у каждого определенный фронт задач, - говорит Николай. - Мое направление было Сватово-Кременная. Просто каждый воюет на своем направлении. Фронт протяженный, мы воюем меньшими силами, чем у противника и держим большую линию обороны малым количеством людей. Была мобилизация, нужна была помощь, поддержка, фронт укрепили, сейчас пытаемся выровнить линию обороны».

Максим был непосредственным участником событий на Каховской ГЭС и то, что он пережил, останется в памяти навсегда: «Мы минут за тридцать узнали, что готовится удар. Сказали, что ожидается обстрел и надо подниматься выше. Все произошло очень быстро, уровень воды поднялся за 2-3 минуты. Много вещей затопило, многие ребята не успели выйти, там чернозем и такая грязь, что не успеваешь выбраться. Мой товарищ получил орден Мужества – не пожалел грузовик и спас десятерых парней, которые карабкались с деревьев на кабину, с кабины на тент и тем самым спаслись».

Впечатлила слушателей история, как нацисты прятались в храме, сгоняли туда и мирных жителей, из-за этого по нему при штурме поселка российские танки не открывали огонь, чтобы не разрушать церковь: «Они прикрываются мирными жителями, детьми, бабушками-дедушками», - говорят парни. Добавляя, что сейчас война совсем не такая, как вели наши деды-прадеды. Коптеры, фотоловушки, видеонаблюдение, много иностранного во-
оружения… «Поднимаем «птичку» вверх, осматриваемся. Они уже не хотят воевать, прячутся за мирное население. Мы не можем стрелять по мирным жителям, и маленькие диверсионные группы прощупывают, где послабее. У них вся бронетехника стоит во дворах. Украинцы, как рабочая сила, просто подносят снаряды, по нам стреляют наемники: они лучше обучены. Мирных жителей для своей безопасности не выпускают из зоны, это залог их выживания, когда техника стоит во дворе. Мы не можем стрелять по мирному населению, вот они и прячутся за ними», - говорит Максим.

Николай, который сейчас передает свой боевой опыт новичкам, рассказал, какую базовую подготовку проходят добровольцы: военная и тактическая подготовка, медицина, инженерное дело, штурм зданий, укрепление районов. Слушателей интересовало, много ли женщин сейчас на фронте. Оказалось, много, особенно, естественно, в числе медиков. Но встречаются женщины и среди бойцов, воюют в бронежилетах, с автоматами. Максим рассказал, что мужчины стараются беречь женщин-бойцов, не пускают их в красную зону. Много женщин в тыловой части, спасают эвакуированных, раненых. И выдерживают психологические нагрузки порой более сильные, чем у некоторых бойцов на передовой. Юных участников встречи волновало, помогают ли нашим бойцам воевать дети, как это было в Великую Отечественную войну. Дубовоуметские добровольцы рассказали, как быстро там взрослеют дети, которые все время находятся под обстрелами, и что 14-летний подросток там уже совсем не ребенок. Затронули и тему, как важен именно боевой опыт командиров, от которого зависит сохранность подразделений. И как быстро там его нарабатывают выпускники военных вузов.

Интересовали участников встречи и особенности фронтового быта. Бойцы рассказывали, какие здания лучше выбирать для сна, где и когда они могут отдохнуть, помыться, есть ли полевая кухня, а также поделились непростыми особенностями военных действий в зимний период.

Зашел разговор и о том, как меняет людей война, как проявляет внутреннюю сущность каждого человека. И насколько быстро проявляет истинные ценности. Говорили про боевое братство и даже про адреналиновую зависимость, которая возникает у людей, каждый день проживающих на грани жизни и смерти. Война в каждом оставляет свой след…Органично к концу беседы возник вопрос о том, по каким мотивам идут сегодня люди на контрактную службу. «Говорят, что туда идут за деньгами, но я там знаю достаточно много людей обеспеченных, - говорит Николай. - Конечно, встречаются разные. Но все-таки в основном туда идут не за тем, чтобы денег заработать, а защищать Родину, женщин, детей, семью».

Наталья БЕЛОВА.

Фото автора.