В правительстве региона проанализировали правонарушения при исполнении нацпроектов
27 мая губернатор Дмитрий Игоревич Азаров в режиме видеоконференции провел заседание Совета по национальным и приоритетным проектам Самарской области. Представители профильных министерств, руководители надзорных органов и главы муниципальных образований обсудили, как ведется работа по мониторингу и профилактике правонарушений при реализации нацпроектов.
Сохранить лидерство
Обращаясь к членам Совета, Д.И. Азаров подчеркнул: «Реализация национальных проектов, несмотря на сложную ситуацию в экономике, сложившуюся в связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции, остается, тем не менее, одним из наших приоритетов».
Губернатор напомнил, что по итогам работы управленческих команд всех 85-ти субъектов России в 2019 году Самарская область была признана одним из лидеров регионального развития в России и лучшим регионом в ПФО. «Сегодня важно не только сохранить эту динамику, но и придать нашей работе дополнительный импульс, потому что эти позиции удержать гораздо сложнее. А в нынешней ситуации, коллеги, от всех нас требуется максимум усилий для того, чтобы тренд опережающего развития Самарской области сохранить даже в этих условиях», – сказал глава региона.
В 2020 году на реализацию национальных проектов, инициированных Президентом страны
В.В. Путиным, выделяются колоссальные средства – почти 25% регионального бюджета. Это позволит продолжить решение ключевых задач по строительству жилья и социальных объектов, оснащению школ, больниц, ремонту учреждений культуры, реконструкции и строительству дорожной инфраструктуры, благоустройству общественных пространств. В этой связи особое значение приобретает противодействие правонарушениям при реализации национальных проектов. «Жесткий контроль за использованием бюджетных средств является важнейшей государственной задачей, – подчеркнул Д.И. Азаров. – При этом система мониторинга коррупционных проявлений должна быть достаточно гибкой и современной».
Учиться на ошибках
Губернатор отметил: необходимо сделать упор именно на превентивных мерах. Прежде всего, обучать специалистов работе с документацией по нацпроектам в сфере закупок, контролю за соответствием технических характеристик, указанных в контракте и предоставленных по факту, выявлять типичные недочеты, на их основе вырабатывать алгоритм верных действий. «В большинстве выявленных случаев это именно ошибки, предварительный анализ это показывает. Эти ошибки оборачиваются претензиями со стороны контрольно-надзорных органов, и претензиями абсолютно справедливыми. Потому что ошибки ведут в том числе и к потерям, и к сбоям исполнения нацпроектов», – отметил Д.И. Азаров.
Как показывает практика, ошибки возникают из-за недостаточной квалификации, опыта, знаний некоторых специалистов, работающих на муниципальном уровне. «Еще раз хочу подчеркнуть: здесь высока роль министерств, правительства Самарской области по подготовке, обучению, переподготовке и переобучению кадров, в том числе муниципальных команд. Только командная работа приводит к результату», – акцентировал внимание губернатор.
Oсновные нарушения
Развернутую информацию о выявленных нарушениях в 2019-м и первом квартале 2020 года предоставил заместитель прокурора Самарской области Т.В. Маслов. Он отметил, что их количество в первом квартале 2020 года по сравнению с 2019-м возросло.
Основная масса нарушений связана с несоблюдением условий межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, несоблюдением порядка организации государственных закупок, оплатой фактически невыполненных или некачественно выполненных работ и поставок продукции. Чаще всего они допускаются муниципальными заказчиками и исполнителями работ по нацпроектам «Жилье и городская среда», «Демография», «Культура», «Здравоохранение», «Безопасные дороги». Лидерами по числу нарушений стали Самара, Тольятти и Похвистнево.
Д.И. Азаров предложил прокурору направить в адрес правительства полный перечень выявленных нарушений. «Каждому руководителю министерств, реализующих региональные составляющие нацпроектов, нужно взять эти типовые нарушения и отрабатывать их как со своими специалистами, так и с муниципальными командами», – отметил губернатор.
Наказать всех виновных
Глава региона подчеркнул, что в каждой ошибке не бывает лишь одной виновной стороны: ответственность за некачественные или несвоевременно проведенные работы должен нести не только подрядчик, но и конкретные чиновники от муниципалитетов или министерств, которые вовремя не приняли меры в отношении исполнителей. В связи с этим
Д.И. Азаров предложил руководству прокуратуры провести совместный анализ мер реагирования муниципалитетов и министерств в отношении подрядчиков, не выполняющих обязательства по государственным контрактам. Особое внимание в этой работе будет уделено разбору нарушений, допущенных при строительстве объектов капитального строительства: жилых домов, садов, школ, больниц, объектов
инфраструктуры.
Ряд вопросов со стороны прокуратуры традиционно вызывает объем ввода жилья. В прошлом году объем ввода составил 85% от планового. При этом недостижение показателей связано с тем, что по ряду объектов застройщики перенесли сроки ввода, даже если фактически объекты были достроены. В этой связи губернатор отметил важность всестороннего анализа ситуации органами прокуратуры.
«Есть конкретные организации, которые брали на себя обязательства, и эти строители по разным причинам не подают жилье на ввод. Нужно по ним работать, – подчеркнул Д.И. Азаров. – Но нам с вами нужно анализировать и достаточность мер, принятых заказчиком. Если контракт государственный, муниципальный не исполняется, нам важно оценивать все меры, которые заказчик принимает в отношении такого нерадивого подрядчика: своевременные пени и штрафы, обращения в суд».
За основу работы в этом направлении будет взят успешно действующий алгоритм межведомственного взаимодействия, используемый при решении вопросов обманутых дольщиков, когда сотрудники прокуратуры и чиновники выезжают на места, осматривают проблемные объекты, общаются с представителями подрядных организаций. Дмитрий Игоревич Азаров поручил профильным министерствам и главам муниципалитетов в кратчайшие сроки подготовить список объектов строительства, которые вызывают опасения, а также указать подрядные организации, чтобы в ближайшее время проанализировать риски недостижения плановых показателей по вводу и принять необходимые меры.
Александр КОРТОВ.