И дольше века длится жизнь

Жительница Воскресенки Анна Ивановна Завадевкина отметила свое столетие

 

В начале 20-х годов прошлого века белорусская деревушка Канава Хотимского района Могилевской области жила обычными заботами, тревогами и радостями.

Январь только начался, выдался снежным и теплым. В небольшой избе было светло - солнечные лучи перенесли в нее яркий свет от снега. В доме царила суета, его жильцы готовились к важному событию. И наконец раздался долгожданный плач новорожденного.

«Дочка, дочка!», - обрадовался счастливый отец. Дочурку Иван Трофимович назвал Анной.

Белоруссия - это наша родина, где появилась на свет моя мама Анна Ивановна, где родилась я.

Сегодня, когда мы собираемся в Воскресенке всей семьей, просим маму рассказать о ее непростой жизни. Вот и сейчас прошу ее что-нибудь вспомнить из прошлого. Мама сидит в кресле рядом со мной и раз от разу вытирает заплаканные глаза; один глаз у нее не видит, да и другой совсем плох. Пальчики на ее ручках то и дело шевелятся, подпрыгивают; такое впечатление, что она поглаживает кого-то или
что-то.

Мама росточком маленькая, такая хорошенькая, душевное тепло так и исходит от нее, постоянно хочется обнимать ее. Она, хотя и не любит вспоминать, смотрит куда-то вдаль, в прошлое, и тихо рассказывает…

Счастливая семейная жизнь продолжалась, через два года у Ани родился брат. «Сын Егор - это хорошо, - радовался молодой отец, - продолжение нашего фамильного рода Яненко».

Дети подрастали, радовали родителей успехами. Моя мама была бойкой девочкой с длинными косами, Бог не обделил ее ни умом, ни красотой. Егор же рос сильным и статным. Но спокойной жизни очень скоро пришел конец: их отец заболел (после бани, когда пас лошадей, долго лежал на земле и простыл) и умер. Мать с утра до вечера работала в колхозе, и все заботы по дому легли на плечи детей.

Спустя пять лет Варвара снова вышла замуж. Для Ани и Егора детство кончилось, началась совсем другая жизнь. Они сразу повзрослели, ведь в семье почти каждый год рождались малыши, и вскоре детей было уже десять. Егор помогал отчиму в поле, Аня маме - по дому. В школу ходили редко - некогда было. Они никогда не высыпались. Моей маме приходилось одной рукой учебник держать, а другой качать люльку, в которой спал кто-нибудь из младших сестер или братьев. Так она незаметно для себя и засыпала.

По дому моей маме приходилось выполнять разные работы: вместе с другими членами семьи она толкла в ступе ячмень, семечки конопли, потом из этой массы они делали халву, а на прялке сучили нитки, вязали, ткали полотна на самодельных ставинах - ткацких станках.

Ох, мама, мамочка! В такое трудное время ты жила, ох, досталось тебе, родная.

…Подрастали мамины младшие сестры и братья, отчим записал их на свою фамилию Ламекин. «Ты не думай плохое. Мы, братья и сестры, жили дружно, отчим и родных детей не баловал, всем доставалось, все работали», - как бы в оправдание отчима говорит мама.

Но в одно мгновение вся мирная жизнь рухнула. Началась Великая Отечественная война. Ламекина-старшего забрали на фронт. В одном из боев он получил ранение в руку, его комиссовали.

Брат мамы Егор воевал с 1943 года, прошел всю войну. На малую родину не вернулся, а уехал в Куйбышев, где жили родственники, там и остался жить. Много лет трудился на моторостроительном заводе имени М.В. Фрунзе, там встретил свою любовь и женился.

Мамина жизнь сложилась трагичнее. Как только немцы вошли в деревню, она оказалась под дулом пистолета. Фашист кричал и прикладывал оружие к ее голове. Мама до этого переболела тифом и лишилась своих длинных, черных, густых волос, была лысой. Ее мама Варвара не растерялась, как могла, стала объяснять немцам, что это из-за вшей, и Аню оставили в живых. Оккупанты делили землю, заставляли на ней работать женщин, искалеченных мужиков. Анну отправили в брянские леса. Там она с другими женщинами валила лес, укладывала бревна на платформы для вывоза на железнодорожную станцию. Они работали дотемна, в холода, голодали, их терзали вши. Над женщинами издевался староста. Не один раз мама стояла у стенки под прицелом извергов. Иногда женщин отпускали домой.
В деревне мама узнала, что сестру Нину и других девушек увезли немцы. Деревню окружали леса, где хозяйничали партизаны. Для них женщины по ночам пекли хлеб, носили им в лагерь, иногда ночью партизаны сами приходили за провиантом. От партизан Анна тогда и узнала, что сестра жива и находится в Польше.

Мама рассказывала, что немцы, когда отступали, сжигали дома и очень быстро отходили - боялись партизан. Анна была отчаянная девушка: залезет на крышу и тушит огонь. Как-то два немца-поджигателя вошли во двор, один прицелился в нее, хотел застрелить. В это время вышла мама Варя с кучей детей, другой что-то начал бормотать и показал на детей, выстрелил из пистолета в землю, дети заплакали, а фашисты поймали поросенка и ушли.

Через четыре года пришла долгожданная победа. С фронта вернулись герои.

Однажды маме приснился сон: она стоит на берегу и не может перейти ручеек, и тут высокий стройный солдат подал ей руку, помог перейти на другой берег. Через некоторое время мама вышла замуж… за этого военного. Василий, мой будущий отец, жил в соседней деревне, пришел в гости к родным, увидел Анну, она ему приглянулась, и бывший красноармеец сказал: «Приду в сваты». Так и сделал. Мать Анны собрала пожитки, приданое и отправила дочь с богом в деревню Слобода.

Мама работала и в поле, и на гурту, и на ферме. Хорошо работала, ее фотография на Доске почета висела. Они с папой пятерых детей нажили, дали нам образование. Мы все уже пенсионеры, есть и ветераны труда, и депутаты.

В 1961 году папа Василий поехал в гости к родным в Куйбышев. Город ему понравился. Через два года он решил перевезти семью в сельскую местность - в Воскресенку. Купил в областном центре дом, перевез в село, поставил, потом сделал пристрой.

В совхозе «Молодая гвардия» мама работала дояркой до тех пор, пока не получила травму глаза. После нескольких операций глаз спасли, но маму перевели на легкий труд. В 1971 году ее зачислили на должность санитарки в хирургическое отделение медсанчасти КНПЗ.
В 1974 году в возрасте 50 лет мама ушла на пенсию как многодетная мать (в ее свидетельстве о рождении последнюю цифру двойку кто-то исправил на четверку).

За годы совместной жизни с Василием Зиновьевичем мама нажила целое богатство: пятерых детей, одиннадцать внуков.

Папа, фронтовик, умер в мае 2001 года, похоронен в Воскресенке, а мама Анна Ивановна Завадевкина и сейчас живет в нашем селе. Она ветеран Великой Отечественной войны, награждена памятными медалями. Несмотря на плохое зрение, продолжает вязать, любит петь, помогает советами. У нее хорошая память. Она любимая мама, бабушка, прабабушка. В январе ей исполнилось 102 года, и хотя по паспорту 100 лет, мы, близкие и родные, знаем, что она родилась 3 января 1922 года. У нее пятеро детей, 11 внуков, 21 правнук и один праправнук.

Мама, живи как можно дольше и радуй нас!

Лидия Васильевна ЗВЕРЕВА,

дочь А.И. Завадевкиной.

Подготовил

Александр АЛЕКСЕЕВ.

Фото Сергея БАРАНОВА.