Разъясняет помощник прокурора Волжского района Глебов Г.А.

Вступивший в силу с 06.04.2022 Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 70-ФЗ) кардинально изменил порядок применения мер административного принуждения, в том числе для отдельных категорий хозяйствующих субъектов и за правонарушения, выявленные в ходе государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Так, одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его работника (должностного лица) за одно правонарушение допускается только если юридическим лицом не предприняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения соответствующих требований.

Также, более не подлежат ответственности работники организации (либо ее единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица) при назначении организации штрафов согласно пунктам 3 или 5 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Применение к некоммерческой организации, а также индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющимся субъектами малого предпринимательства, и их работникам, предупреждения вместо административного штрафа, теперь является не правом, а обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего материалы дела об административном правонарушении. При этом, обязательными условиями для назначения административного наказания в виде предупреждения по прежнему является совершение административного правонарушения впервые, при отсутствии вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба (угрозы данных негативных последствий или возникновения чрезвычайных ситуаций).

Также, реализована инициатива предпринимательского сообщества и Генеральной прокуратуры Российской Федерации об ограничении административных штрафов, назначаемых субъектам малого предпринимательства, размером санкции, предусмотренной соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ для индивидуального предпринимателя. Аналогичная льгота распространена на социально ориентированные некоммерческие организации получателей поддержки, также определен порядок назначения юридическим лицам обеих названных категорий штрафов в случаях, когда санкция соответствующей статьи КоАП РФ не предусматривает такого наказания для индивидуальных предпринимателей (части 2, З статьи 4.1.2 КоАП РФ).

За два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ, и выявленных в ходе проведения одного контрольного (надзорного мероприятия) виновному лицу назначается наказание как за совершение одного административного правонарушения.

В то же время в силу части 6 статьи 4.4 КоАП РФ при множественности правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более составами КоАП РФ, наказание лицу, их совершившему в результате одного неправомерного действия (бездействия), назначается по правилам частей 2—4 данной статьи при рассмотрении соответствующих дел одним и тем же судьей (органом административной юрисдикции).

В этом случае административное наказание может быть назначено:

в пределах санкции, не предусматривающей назначение предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение такого вида наказания;

в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение штрафа;

в пределах санкции, не предусматривающей назначение предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение таких видов наказания.