Свобода мысли
и творческий труд
главного конструктора ООО «Пегас-Агро» А.П. Шляхно принесли ему общественное признание в престижной областной акции
Церемония награждения
победителей VI акции «Мужчина Самарской области 2022 года» проходила в Самарском театре «СамАрт».
Ежегодная акция проводится по инициативе Союза женщин Самарской области при поддержке регионального правительства и Федерации профсоюзов.
В этом году номинантами стали 40 мужчин губернии из восьми городов и 14 муниципальных районов. В ходе проведения конкурса определили тех, кто в минувшем году отличился своими трудовыми свершениями, научными открытиями, общественными инициативами и ратными подвигами. В числе награжденных - благотворители и руководители предприятий, главы многодетных семей и учителя, военные и врачи. Напомним: в 2017 году в номинации «Мужчина – благотворитель» лауреатом региональной акции стал директор ООО «Возрождение 98»
В.А. Ермолаев из Стройкерамики.
В этот раз в номинации «Мужчина - специалист отрасли» победу одержал главный конструктор – начальник конструкторского отдела машиностроительного завода «Пегас-Агро» Анатолий Петрович Шляхно. «Мне очень дорога эта награда, ведь моя победа – это общественное признание, мнение многих людей, - прокомментировал свой успех заводчанин. – Благодарю Волжскую организацию «Союза женщин», ее руководителя Ирину Александровну Мельник за оказанное доверие участвовать в акции и представлять район в региональном конкурсе».
«В краю, где спорят
волны и ветра…»
Волжская компания «Пегас-Агро» из поселка Стройкерамика входит в десятку крупнейших успешных производителей сельскохозяйственной техники в РФ и в список системообразующих предприятий федерального уровня, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. Ее самоходные машины для внесения минеральных удобрений и химической защиты растений линейки «Туман» используют и крупные агрохолдинги, и небольшие крестьянские хозяйства России и нескольких стран ближнего и дальнего зарубежья.
По словам генерального директора ООО «Пегас-Агро» С.А. Линник, вклад главного конструктора А.П. Шляхно в выпуск первых «Туманов» и его дальнейших модификаций переоценить трудно – Анатолий Петрович был одним из разработчиков пневмоходов, а сейчас вместе с коллегами по отделу работает уже над созданием четвертого поколения самоходных опрыскивателей-разбрасывателей.
Детские годы Анатолий, родившийся 28 сентября 1958 года, провел на севере Сахалина, в городе Охе. А это Охотское и Японское моря, Тихий океан, красивые озера, песенный пролив Лаперуза, медведи, росомахи, северные олени, вкусные осетры и пятиметровые калуги. Сплошная романтика для туристов с континента!
Годы жизни на Дальнем Востоке стали самым ярким впечатлением детства, оставили в душе Анатолия неизгладимый след. Сюда его тянуло всю жизнь, в мыслях он постоянно возвращался на остров, и в 2022 году волжанин вместе с другом на частном четырехместном самолете отправился на край света, исполнил свою мечту – побывал на Камчатке и Сахалине, посетил родные места.
На малую родину в Куйбышевскую область вместе с мамой, много лет трудившейся на острове по вербовке, семиклассник вернулся в 1972-м. На заработанные деньги семья купила дом с приусадебным участком в Стройкерамике, где до сих пор и живет (в апреле маме Анатолия исполнится 88 лет). В рабочем поселке в 1976 году А. Шляхно окончил среднюю школу, недолго поработал на авиазаводе, и так, наверное, было угодно судьбе, что срочную службу он проходил в местах, где прошло его детство - на Тихом океане. Крепкого спортивного парня, занимавшегося гимнастикой и боксом, направили служить в бригаду кораблей особого назначения - разведку Тихоокеанского флота. Здесь он нес боевые дежурства, на его счету четыре дальних морских похода. Советские военные моряки выполняли серьезные боевые задачи – следили за американскими базами на Гуаме, Филиппинах. Гидроакустику Шляхно в годы службы довелось побывать и в Америке -
в Сан-Франциско.
«Горыныч» и небо
После трех лет службы Анатолий получил на курсах ДОСААФ специальность радиомеханика. Первое время на «гражданке» ремонтировал телевизоры, собирал агрегаты Ту-154 на авиационном заводе, усердно занимался самообразованием, штудировал научную литературу. Любознательный и общительный парень каждую неделю встречался с многочисленными приятелями из авиационного института, познакомился с Владимиром Михайловичем Шахмистовым – профессором, изобретателем, руководителем студенческого конструкторского бюро КуАИ, мастером спорта по высшему пилотажу, зачинателем авиационного спорта в этом вузе. Так что, как говорит А.П. Шляхно, авиастроение он знал не понаслышке, разбирался в летательных аппаратах лучше многих студентов и инженеров.
В советское время и 90-е годы А.П. Шляхно довелось поработать на заводе бытовой химии (был такой в Керамике), педагогом внеклассного образования в Центре внешкольной работы Волжского района, вел в нем несколько кружков для тянувшихся к творчеству детей, в районном отделе образования.
Особая страничка в биографии Анатолия Петровича - авиационно-технический клуб «Горыныч». Эту общественную организацию он с партнерами организовал и зарегистрировал как юридическое лицо в конце 90-х с подачи руководителя РОНО Владимира Григорьевича Павлова. Тогда ЦВР выделил энтузиастам авиации отдельное помещение в Керамике, и дети вместе с руководителем построили дельталет – летательный аппарат, имеющий форму крыла в виде греческой буквы дельта. Так получилось, что первые полеты на нем авиастроители проводили как раз на том поле, где недавно возвели новые корпуса «Пегаса».
У истоков «Пегаса»
В 1998 году А.П. Шляхно в студенческом конструкторском бюро аэрокосмического университета познакомился с будущими учредителями НПО «Конверсия-
Аэро» и вскоре стал работать с ними на авиахимработах - распылять удобрения над полями сельхозпредприятий и фермеров на самолетах и дельталетах. На этих работах очень хорошо оттачивалось летное мастерство, ведь летать авиаторам приходилось на малых высотах и очень точно выдерживать режимы полета.
Памятным и знаменательным стал для Анатолия 2001 год. Тогда учредители «Конверсии-
Аэро» финансировали его участие в чемпионате России по сверхлегкой авиации в Чебоксарах и авиаралли «Волга – Волга» (перелет по маршруту Чебоксары-Казань-Ульяновск-Тольятти-Самара).
И в чемпионате, и в авиаралли смышляевец занял первые места в классе одноместных дельталетов, чему как раз очень поспособствовал опыт авиахимработ.
«В то время было много запросов на обработку сельхозугодий, но такая работа очень сложная и порой рискованная, - вспоминает рубеж 1990-2000-х годов конструктор. - К тому же качество и точность обработки полей вызывали у крестьян нарекания, как и стоимость работ. Поэтому мы решили спроектировать наземную машину, которая бы сравнилась с авиационной техникой по скорости и качеству обработки или даже превзошла ее. Разработки вели по авиационным нормам, так как мы все были летчиками.
В результате этих изысканий в 2001 году сделали нашу первую машину. Уже тогда она с большой скоростью обрабатывала поля и была очень легкой».
Первыми разработками компании «Конверсия-Аэро» на производственной базе РСУ в районе Смышляевки были бочки на колесах, и лишь потом появился СТС-70 «Туман», позволявший обрабатывать до 800 гектаров в сутки. Чуть позднее на заработанные деньги друзья, а это десяток человек – выпускников «аэрокоса», построили большой сборочный корпус. Без спешки, основательно будущие «пегасовцы» В. Пономарев, А. Бирюков (учредители ООО «Пегас-Агро»), А. Игумнов, А. Григорьев, А. Шляхно и другие наряду с выпуском легких самолетов для сельхозработ и вертолетов начали наращивать производство машин, вышли на серийный уровень, а затем взялись за разработку более грузоподъемной техники. С самого начала стремились оснащать машины комплектующими российских производителей, отечественными были даже двигатель и трансмиссия. Эта компактная машина выпускается на «Пегасе» по сей день, и ее с удовольствием покупают маленькие хозяйства и фермеры.
Два с лишним десятилетия инженеры «Пегас-Агро» проектируют машины, руководствуясь авиационными нормами и стандартами. Новые модификации колесной техники не только грузоподъемные и легкие - они комфортны в работе, имеют системы навигации и кондиционирования.
Анатолий Петрович, работавший конструктором еще в НПО «Конверсия-Аэро», после создания в 2010 году ООО «Пегас-Агро» был назначен главным конструктором. Сегодня в конструкторском отделе всего восемь человек – это совсем не много для такого крупного предприятия.
«У каждого из них свое направление: кто-то проектирует агрегатные узлы, кто-то разрабатывает общие схемы или создает каталоги, - рассказал А.П. Шляхно. – Конечно, здесь нет привычных для советских времен кульманов, молодежь уже и не знает, что собой представляет и для чего нужна логарифмическая линейка. У нас современное производство. Мы справляемся с задачами даже таким небольшим коллективом благодаря тому, что уже давно имеем дело с IТ-инструментами и постепенно подключаем к «цифре» все больше технических отделов и производственных подразделений. В работе очень здорово помогают программный комплекс АСКОН и универсальная импортонезависимая система трехмерного проектирования «Компас-3D».
Неординарный и, как показало время, правильный шаг сделали конструкторы «Пегаса» несколько лет назад, когда разрабатывали «Туман-3». Заводчане мечтали, чтобы у новой техники было свое «лицо», она была узнаваемой в ряду подобных машин. Поэтому волжане обратились в столичную «Студию Артемия Лебедева», которая специализируется в том числе на промышленном дизайне. Итогом сотрудничества предприятия и дизайнерской компании стала красивая и качественная машина, на которой приятно работать.
В последнее время инженеры-конструкторы отдела А.П. Шляхно работают над совершенствованием существующих моделей с учетом мнений потребителей – фермеров и крупных сельхоз-предприятий, повышают их качество и сроки эксплуатации, много внимания уделяют процессам цифровизации, организации труда в каждом цехе. «Конкуренты на рынке подобной сельхозтехники у нас есть как в стране, так и за рубежом, тот же «Казаньсельмаш», китайские производители, - говорит конструктор, - поэтому стараемся действовать на опережение, и это нам удается».
Продуктовая линейка «Пегас-Агро» сейчас представлена тремя пневмоходами различной мощности «Туман-1М», «Туман-2М» и «Туман-3» с пятью сменными модулями: штанговым и вентиляторным опрыскивателями, разбрасывателем минеральных удобрений, пневматическим высевающим модулем и мультиинжектором для точечных инъекций КАС и ЖКУ. Это уникальная техника полностью разработана конструкторами завода. И без натяжки можно сказать, все эти машины «рисовал» А.П. Шляхно.
С недавних пор машиностроители ведут разработку еще одной модели – «Тумана-4», который, надеются «пегасовцы», воплотит в себе все самые современные достижения науки и техники. «Пилотный экземпляр надеемся «выкатить» уже в нынешнем сезоне. Пока раскрою только один секрет: машина сможет работать по самым высоким культурам – кукурузе и подсолнечнику, клиренс у нее будет под два метра, и под ней можно будет проехать на автомобиле», - поделился Анатолий Петрович.
Покорители
«пятого океана»
Немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру принадлежит высказывание «Человек талантливый талантлив во всех областях». Насчет «во всех областях», конечно, можно поспорить, но во многом – да. Мы уже знаем о вкладе А.П. Шляхно в разработку «Туманов», но это только часть его достижений.
Например, мало кому из самарцев известно о том, что одномоторный двухместный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси По-2, принимавший участие еще в самом первом Параде памяти в Самаре в 2011 году, восстановлен энтузиастами из авиационно-технического клуба «Горыныч» при активной поддержке «Конверсии-Аэро». Инициатором и непосредственным участником всех работ по воссозданию легендарного «небесного тихохода» был верный последователь русских авиаторов А.П. Шляхно. Этот легкий бомбардировщик в память о его несомненном вкладе в Великую Победу наши умельцы собирали из «родных» деталей (90 процентов), которые купили или выменяли у населения и летных училищ, в том числе двигатель, топливные баки, стойки шасси.
«Делали все на голом энтузиазме, после работы в личное время,- вспоминает А.П. Шляхно. – Гнули железо, строгали дерево, мазали клей, натягивали полотно, прошивали. В небо По-2 подняли в Красном Яре в 2009-м. На то, чтобы добиться исторической точности и привести его в летное состояние, у нас ушло шесть лет». Самолет-легенду легко отличить по надписи, сделанной летчиками на борту – «За боевых друзей». А в кабине двухместного биплана сидели Анатолий Шляхно и его коллега и друг Евгений Смирнов. Сегодня легенда российской авиации хранится на аэродроме Бобровка, летом самолет иногда совершает полеты. «Его же надо «выгуливать», - смеется летчик.
О хобби нашего земляка спрашивать даже не надо – и так понятно, что это не коллекционирование пивных крышек или «фитнес» на приусадебном участке («Была б моя воля, засеял бы весь участок травой»), а авиация. Все свободное время он посвящает только ей.
«С одним из учредителей «Пегаса» Виктором Пономаревым у нас суббота – авиационный день, - говорит Анатолий. – Одно время летали на легком спортивном самолете RV-7, который мы покупали в наборе и сами собирали. Выполняли на нем фигуры высшего пилотажа. Потом взяли вертолет Robinson, на нем полетали. А теперь купили самолет-амфибию Л-145, который производит в Самаре компания «Авиатех» Матвея Щелочкова. На нем летали на Байкал и Камчатку, смотрим, как строится мост через Волгу у Климовки в обход Тольятти. И, разумеется, занимаемся обслуживанием техники – без этого никак».
Другое увлечение конструктора – авторская песня. С 1986 года, когда возобновили Грушинский фестиваль, до 2010-го Анатолий не пропустил ни одного слета бардов. На нем познакомился и подружился со многими известными авторами-исполнителями – Леонидом Сергеевым, Олегом Митяевым и другими. В часы отдыха и сам любит взять в руки гитару.
На вручении награды акции «Мужчина года» заводчанин присутствовать не смог – был в командировке в Китае, поэтому диплом за него получила супруга Галина Николаевна, и теперь он занимает достойное место в кабинете конструктора среди других грамот и благодарностей.
В год своего 65-летия главный конструктор «Пегаса» продолжает заниматься любимым делом на заводе, а вместе с другими энтузиастами работает над реконструкцией еще одной боевой машины времен Великой Отечественной, но это тема уже другого материала.
Александр КАРАВАЕВ.
Фото Сергея БАРАНОВА
и из открытых источников.