В послужном списке военного летчика Е.А. Зеленова - операция по спасению людей из осажденного талибами Кабула

 

Заместитель командира 3-й гвардейской дивизии военно-транспортной авиации Евгений Алексеевич Зеленов в августе 1992 года руководил эвакуацией сотрудников российского посольства и иностранных миссий из осажденной талибами столицы Афганистана Кабула. После ухода советских войск из Афганистана боевые действия в этой республике только усилились.

  

К тому времени большинство сотрудников дипломатических миссий и представительства ООН уже было вывезено. В Москве разрабатывалась операция по спасению оставшихся в городе людей. Для этого было решено выделить сводную роту 51-го парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под руководством начальника штаба полка гвардии подполковника Николая Ивоника. Ей предстояло совершить марш на один из подмосковных аэродромов, перелететь в Кабул и обеспечить эвакуацию работников российского посольства и членов их семей, представителей дипмиссий Китая, Индии, Индонезии и Монголии, жизни которых угрожала опасность. Авиационной группой было поручено командовать Е.А. Зеленову, имевшему немалый опыт полетов в Афганистане.

Спустя несколько дней три Ил-76 вылетели из Новгородской области. Экипажами командовали Евгений Зеленов, Анатолий Копыркин и Сергей Мельников. Самолеты направились в суверенный Узбекистан, на аэродром Какайды. Операция началась в четыре утра 28 августа. От Какайды до Кабула минут сорок лета, поэтому топливом самолеты заполняли не полностью – так, чтобы хватило долететь туда и обратно, плюс небольшой запас. За счет этого планировали взять больше пассажиров и грузов. На каждый борт определили по 12 десантников из Тульской дивизии ВДВ. Им предстояло прикрывать огнем самолеты в случае вынужденной посадки при нападении «духов».  На подходе к Кабулу по самолету со стороны города был открыт огонь из зениток. Пришлось уходить из заранее намеченной зоны и уже в полете срочно менять схему захода на посадку. Аэродром Кабула был разбит, по некоторым рулежным дорожкам вообще невозможно было проехать. Ил-76 встретили работники посольства. Они знаками показали, где удобнее остановиться. Пока шла загрузка, Зеленов руководил посадкой двух других машин.

В это время боевики начали обстреливать аэродром реактивными снарядами. Об этом доложили в Москву. Оттуда последовала команда: «Всем немедленно взлетать!». В этот момент к обстрелу реактивными снарядами подключились минометы. Несмотря на это, удалось разместить в самолетах работников  посольств и их семьи.

Самолет Зеленова уже стоял в начале полосы и был готов к взлету. Туда же катился груженый Ил-76 А.С. Копыркина. Еще несколько минут, и Сергей Мельников должен был поднять рампу, закрыть двери и направить свою машину следом. Во время разгона по полосе Зеленов услышал в наушниках голос Мельникова: его машина горела от попадания в топливный бак. Остановить свой самолет Зеленов уже не мог. Ему пришлось отдать, пожалуй, один из наиболее тяжелых приказов в жизни: Копыркин должен был вернуться и подобрать людей, которые выскакивали из горевшего самолета Мельникова. Под беспрерывным обстрелом Анатолий Степанович Копыркин подрулил к месту недавней стоянки. Для остановки времени не было. Самолет медленно катился по рулежке. Людей в него забрасывали и затаскивали буквально за руки. Минометный обстрел усиливался, вдалеке вовсю пылал подбитый Ил, кричали люди.

Наконец все были взяты на борт. По разбитым рулежкам, по неимоверному количеству металлических осколков от снарядов Копыркин пошел на взлет. Зеленов все это время барражировал над аэродромом и видел, что Анатолий Степанович никак не может оторваться от полосы. Уже в облаке пыли, чуть ли не с последней плиты, плавно покачиваясь, с минимальной скоростью Копыркин все же сумел поднять Ил в воздух.

Оба самолета взяли курс на Какайды. По радио Копыркин доложил командиру полка, что у него на борту все живы, экипаж Мельникова также в полном составе...

В Узбекистане Зеленов сел без проблем. После этого он попросил Копыркина пройти над полосой с выпущенными шасси, чтобы посмотреть, что у того с колесами. Увиденному Евгений Алексеевич ужаснулся. В голове не укладывалось, как можно произвести посадку самолета, у которого на колесах нет резины (выяснилось, что все это от осколков). К тому же внутри самолета находился КамАЗ и много людей. Но времени для размышлений не оставалось - топлива в самолете в обрез. Посадку совершили мастерски.

Указом президента РФ от 15 января 1993 года Евгению Алексеевичу Зеленову присвоено звание Героя Российской Федерации.

Подготовил

Александр АЛЕКСЕЕВ.