История региона берет начало с 1851 года – именно тогда по Указу Императора Российской Империи Николая I
была образована Самарская губерния. Необжитые прежде земли превратились в крупный и процветающий регион, в котором проживает более 3 миллионов человек. Какой путь прошла Самарская область за годы своего существования?

Об этом  расскажут цифры и факты.

 Целью создания Самарской губернии в середине XIX века было освоение окраин страны. Заволжские территории в то время считались военно-пограничным краем, а самые старые города региона были крепостями, предназначенными для защиты торговых путей.  Обязанности по обустройству молодой губернии легли на плечи первого губернатора - Степана Григорьевича Волховского.

Площадь новой территориально-административной единицы составляла почти 159 тысяч кв. км. В нее входила часть земель Оренбургской, Саратовской  и Симбирской губерний, а также земли Самарского и Сызранского уездов.
С течением времени состав ее территории и название неоднократно менялись. Нынешние границы установлены лишь в 1943 году.

 

Население

На момент основания в Самарской губернии проживало 1,3 млн человек. В регионе процветала торговля, а с плодородных черноземных почв получали хорошие урожаи. Благодаря этому численность населения постоянно росла – об этом свидетельствуют итоги переписей, которые проводил Самарский статистический комитет. За 64 года, прошедших с момента основания губернии до последней переписи в Российской империи, численность жителей увеличилась на 2,6 млн человек.

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб стране. К переписи 1959 года численность жителей Самарской губернии сократилась до 2,3 млн человек.

На начало 2020 года в Самарской области проживало 3,2 млн человек, в том числе 1,5 млн мужчин и 1,7 млн женщин. Большая часть населения (2,5 млн человек, или 78% от общей численности населения региона) проживает в городской местности.

 

Промышленность

Фабрично-заводская промышленность в Самарской губернии возникла в 1880-х годах и специализировалась в основном на переработке сельскохозяйственных продуктов. Мукомольное производство переживало свой расцвет – строились паровые мельницы, открывались хлебопекарные производства.

Также в начале XX века в Самаре заработала первая в Российской империи макаронная фабрика, открылся оборудованный по последнему слову техники Жигулевский пивоваренный завод, механический завод Бенке-Журавлева и электростанция. Перечисленные предприятия, пусть уже и под другими названиями, функционируют до сих пор.

Дополнительный импульс самарская промышленность получила в военные годы. Куйбышев временно стал запасной столицей, и в регион были эвакуированы заводы и предприятия западной части СССР. В городе началось производство боевых самолетов, авиационных двигателей, подшипников, боеприпасов, станков и т.д. Машиностроение и металлообработка стали приоритетными отраслями – к 1950 году их доля в структуре промышленности региона составляла 76%. По сравнению с 1940 годом она увеличилась почти на 39%. Доли пищевой, а также химической и нефтехимической промышленности, наоборот, уменьшились - на 15% и 17% соответственно.

С открытием в 1966 году Волжского автозавода в г. Тольятти автомобилестроение закрепилось на ведущем месте в промышленности региона. По итогам 2019 года доля отрасли «Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций Самарской области составляла 23%. Второе и третье места занимали такие виды деятельности, как добыча полезных ископаемых (22%), производство химических веществ и химических продуктов (10%).

 

Культура

До образования Самарской губернии жизнь Самары была бедна на культурные, развлекательные и образовательные мероприятия. Лишь в 1851 году, с получением нового статуса, произошли изменения в культурной жизни города. Уже осенью в частном купеческом доме стала давать представления первая профессиональная труппа артистов. Именно с этого года ведет свою историю старейший театр Самары – Самарский академический театр драмы имени М. Горького. Современное здание театра было построено в 1888 году.

Первая публичная библиотека Самары открылась в 1860 году. На тот момент в ней имелось более 800 книг на русском языке, а также книги на иностранных языках и периодические издания. Большую роль в становлении библиотеки сыграл губернатор Самарской губернии К.К. Грот и городской голова П.В. Алабин. 

Несмотря на то, что в дореволюционное время в губернии действовали общественные библиотеки и избы-читальни, их расцвет пришелся на советское время. Была проведена масштабная работа по борьбе с неграмотностью населения – развернута сеть библиотек, клубов, домов и дворцов культуры. Со временем, в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, количество библиотек значительно снизилось.

В 1886 году на заседании Самарской губернской думы было принято решение построить публичный музей и библиотеку. Проект здания был разработан
П.В. Алабиным, который в то время занимал пост городского головы. Музейный фонд собирали с помощью частных лиц, учреждений и ученых сообществ. Самарский музей был переименован в честь своего основателя лишь в 1992 году. Историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина является одним из старейших музеев Поволжья.

 

Здравоохранение

На момент создания губернии на ее территории работало всего 20 врачей и 4 частные аптеки. В том же году была открыта Самарская врачебная управа, а в 1867 году – фельдшерская школа.

В 1875 году начала работать губернская земская больница – передовое на тот момент лечебное учреждение. В четырех каменных и четырнадцати деревянных строениях можно было разместить 255 больных. В советское время здесь работали такие выдающиеся врачи, как Н.А. Семашко, Г.А. Митерёв, И.Н. Денисов, В.И. Калинин. Сегодня бывшая земская больница носит имя Н.И. Пирогова.

Самарская губерния является родиной передового на тот момент способа лечения туберкулеза кумысом. Первая в мире кумысолечебница была открыта в 1854 году доктором медицинских наук Нестором Постниковым в селе Богдановка, а еще через 4 года – в Самаре, за нынешним Постниковым оврагом. На ее базе в 1925 году стал действовать Самарский туберкулезный диспансер.

 

Образование

Первые школы в Самаре появились еще за сотню лет до того, как она стала губернским городом. Образование губернии в 1851 году придало новый импульс развитию просвещения в регионе.

Немалую поддержку народному просвещению оказывал губернатор К.К. Грот, который управлял регионом с 1853-го по 1860 год. Особое внимание он уделял женскому образованию и способствовал открытию приходских начальных женских школ. Первая школа для девочек открылась в Самаре в 1858 году по личной инициативе губернатора.
К тому моменту первая мужская гимназия в губернии работала уже 2 года.

Широкая образовательная среда стала формироваться в 1864 году, после издания «Положения о начальных народных училищах». В Самарской губернии, которая была включена в состав Казанского учебного округа, стали действовать земские, церковно-приходские и воскресные школы грамотности, в которых можно было получить начальное образование. Общее образование давали гимназии, прогимназии, лицеи и реальные училища. К 1873 году в Самарской губернии действовало 663 учебных заведения, в которых учились почти 53 тысячи человек.

Первое высшее учебное заведение в губернии было открыто в 1911 году. Учительский институт и сегодня готовит профессиональных педагогов, но уже под названием Самарский государственный социально-педагогический университет. При советской власти в 1929-1942 гг. открыты медицинский, инженерно-строительный, индустриальный, планово-экономический институты, а также Куйбышевский авиационный
институт.

 

Общественный транспорт

Общественный транспорт является средством связи между разными частями города и важным средством передвижения для его жителей. Первым транспортом, которым могли пользоваться самарцы, была конка – вагоны на конной тяге. По рельсам, проложенным бельгийской компанией, можно было доехать от Хлебной площади до нынешнего перекрестка проспекта Ленина и улицы Первомайской.

Праздничным событием в жизни Самары стало открытие ветки настоящего электрического трамвая в феврале 1915 года. Первым составом в день открытия управлял инженер П.А. Суткевич. Он же руководил до этого постройкой трамвайной сети. Новый транспорт произвел фурор среди жителей города - всем хотелось скорее прокатиться на чуде техники. В первый же год работы 60 трамвайных вагонов перевезли почти 21 млн пассажиров. До сих пор трамвай остается самым востребованным общественным транспортом Самары.

Первые пассажирские автобусы проехали по улицам города в мае 1926 года. Для этого были закуплены итальянские FIAT, рассчитанные на 16 мест. Они ездили по одному маршруту вдоль Волги. В 1934 году парк пополнился тремя автобусами ГАЗ, и было решено открыть новый маршрут - от фабрики-кухни до Хлебной площади и поселка имени Шмидта.

В 1941 году в Самару (в то время  - Куйбышев) из Москвы было эвакуировано 105 троллейбусов. Уже через год в городе стала функционировать троллейбусная линия протяженностью 6,5 км. Троллейбусы стали достойной заменой автобусам, парк которых сильно сократился в годы войны – много техники было изъято для нужд фронта. Кроме Самары, троллейбусы также есть в городах Тольятти и Новокуйбышевск.

Первая линия самарского метрополитена была запущена в декабре 1987 года. Она предназначалась для перевозок работников к крупнейшим промышленным предприятиям города, которые были расположены в районе станции Юнгородок. Этот вид транспорта действует лишь в шести городах России кроме Самары, поэтому является в некоторой степени самарской достопримечательностью. На конец 2020 года функционирует одна ветка метрополитена протяженностью почти 12 километров, которая насчитывает 10 станций.

Подготовлено по материалам сайта: samarastat.gks.ru