Обобщение практики осуществления муниципального  контроля на территории муниципального района Волжский Самарской области за 2021 год.

 

         С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020

N 248-ФЗ  "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

         Не запрещается до 1 января 2022 года применение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (ст. 98 ФЗ  № 248).

 

Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности  (далее – Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Обзор правоприменительной практики подготовлен за 2021 год
по результатам осуществления муниципального  контроля (надзора) на территории муниципального района Волжский Самарской области с целью обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов.

На территории муниципального района Волжский  Самарской области реализацию переданных муниципальных полномочий по земельному контролю осуществляют – две штатные единицы, которые входят в состав  отдела внутреннего финансового контроля Администрации муниципального района Волжский Самарской области. В свою очередь отдел внутреннего финансового контроля является структурным подразделением Администрации муниципального района Волжский Самарской области.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики  являются:

- выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;

- выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода, а также подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения (типичных нарушений);

- подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для предупреждения нарушений обязательных требований.

При реализации полномочий по осуществлению муниципального контроля (надзора), сотрудники руководствовались следующими нормативными правовыми актами и правовыми актами, содержащими обязательные требования (далее – обязательные требования):

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

- законом Самарской области от 06.04.2010 № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды»;

- законом Самарской области № 137 ГД от 31.12.2014 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Самарской области»;

- постановлением Правительства РФ от 30.02.2010 г № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля, ежегодных планов;

- приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития РФ от 21.12.11 № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации  Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 Предметом муниципального  контроля (надзора)  на территории муниципального района Волжский Самарской области является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области на организацию и проведение на территории муниципального района Волжский проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями, гражданами требований, установленных муниципальными правовыми актами, а так же требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок  организации и осуществления муниципального контроля (надзора) устанавливается  муниципальными правовыми актами,  либо законом субъекта Российской федерации  и принятыми с ним муниципальными правовыми актами.

При исполнении муниципального контроля (надзора)  осуществлялись следующие административные процедуры: формирование плана проведения проверок, подготовка к проведению проверки, проведение проверки и оформление ее результатов, выдача предписаний,  контроль за устранением нарушений законодательства Российской Федерации и исполнением выданных предписаний;  организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе  осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

 Подготовка и согласование планов осуществлено в соответствии с требованиями  ФЗ № 294 от 26.12.2008 г  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  при осуществлении государственного контроля (надзора)  и муниципального контроля»,    в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Правоприменительная практика контроля за соблюдением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами заключается в применении всех предусмотренных законодательством мер воздействия к правонарушителям, а именно:

- направление материалов проверок (обследований)  в органы государственного надзора для возбуждения административного производства;

- направление материалов в правоохранительные и надзорные органы;

- направление материалов в суд по устранению правонарушений, в т.ч. взысканию сумм неосновательного обогащения;

- направление предписаний, предостережений, писем о недопустимости нарушений и их устранении;

- профилактике правонарушений.

Законным основанием для незапланированных мероприятий могут быть:
- обращения или жалобы граждан и юридических лиц;
- информация, полученная от государственных, муниципальных органов;
- самостоятельно обнаруженные нарушения обязательных требований при проведении рейдовых осмотров, объездов.

 Исчисление сроков проведения муниципального контроля  определено  статьей 13 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Сроки проведения проверок специалистами отделов  не нарушались.

      Материалы проверок направлены в Управление Росреестра по Самарской области для принятия дальнейших мер по компетенции. Всем  гражданам, допустившим нарушение земельного законодательства, выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства.  Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного нарушения и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства.   

        Следовательно, во избежание штрафных санкций, нарушитель обязан исполнять предписание, выданное должностным лицом, вне зависимости от того, привлечены ли они к административной ответственности.

        В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке:

        – составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и направляет материалы в судебные органы для принятия мер по привлечению к административной ответственности.

     Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 24.11.2020 № 2288  утвержден  План  проверок физических  лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на территории муниципального района Волжский Самарской области  по соблюдению земельного законодательства Российской Федерации  на 2021 год.

Отделом внутреннего финансового контроля   администрации муниципального района Волжский проект плана плановых проверок  направлялся в   прокуратуру по Волжскому району на согласование.

Утвержденный и согласованный   план  размещается на официальном сайте администрации   муниципального района Волжский в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

       В рамках муниципального земельного контроля за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по соблюдению требований земельного законодательства Российской Федерации не проводились.

    Администрации муниципального района Волжский в отношении физических лиц проведено 25 плановых и 230 внеплановых выездных проверки (В первом полугодии: плановых - 25, внеплановых 40, Во втором полугодии - плановых - 0, внеплановых - 190), а также составлено 47 актов осмотра земельных участков. По итогам проведенных проверок выявлено 237 нарушений в рамках муниципального земельного контроля. 

 По результатам контрольно-надзорных мероприятий направлено в Управление Росреестра по Самарской области для дальнейшего рассмотрения 237 материалов. На 113 нарушителей земельного законодательства наложены  административные взыскания в виде штрафа.

Управлением Росреестра по Самарской области рассмотрено 237 материалов.

Получено 257 постановлений о назначении  административного наказания и определений об отказе (нарастающим итогом с прошлых лет), по результатам которых наложено административных штрафов на сумму  975 000  рублей.

В 2021г. поступило штрафов в бюджет 502 552 рубля.

В связи с неисполнением предписаний выданных в 2021 году составлено  5  административных протоколов по ст.19.5 КоАП РФ.

Мировыми и районными судами рассмотрено 5 административных материала по результатам которых наложено административных штрафов в размере  1 500 рублей.

Проведено   47  рейдовых осмотров земельных участков.  В ходе проведения рейдовых выездов специалистами  выявлялось  нецелевое использование земли.

Нарушения законодательства, выявленные при осуществлении муниципального  земельного контроля.

-   правонарушения по ст.7.1 КоАП РФ:

     Изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель, находящихся в муниципальной собственности либо государственной собственности на которые не разграничено,

В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют границам земельного участка, содержащимся в ЕГРН, и не пересекают границ смежных земельных участков. В случае если в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН;

-  правонарушение по ст. 8.8 ч.1  КоАП РФ:

    Использование земельного участка не по целевому назначению и (или) не в соответствии с установленным разрешенным использованием,

    В правоустанавливающих документах на землю, а также в ЕГРН указывается правовой режим земельного участка – его целевое назначение и вид разрешенного использования. В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться что, фактическое использование земельного участка соответствует правовому режиму земельного участка;

-  правонарушения по ст. 8.6 ч.3 КоАП РФ

    Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества,

    В целях недопущения нарушений правообладателям земельных участков необходимо в сроки, установленные федеральными законами, приступить к использованию земельного участка, а также подать Уведомление о начале планируемого строительства на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, если таковое не подано. Следует отметить, что использование земельного участка должно соответствовать виду разрешенного использования, указанному в ЕГРН и правоустанавливающих документах на землю;

-   правонарушений по ст. 42 ЗК РФ;

-  правонарушение по ст. 25 ЗК РФ;

-  правонарушений по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ.

     Как показывает анализ проведенных контрольных мероприятий, наиболее часто выявляемым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

        Результатом применения статьи 7.1 КоАП РФ является не только наложение административного штрафа, но и понуждение нарушителей земельного законодательства к устранению нарушений, что является нашей главной задачей.

       При оформлении  земельных участков  осуществляется гарантируемое пополнение бюджета в виде поступления денежных средств земельного налога, либо арендной платы.

        В соответствии со ст.23.21 КоАП РФ материалы проверок  с выявленными нарушениями  по ст. 7.1 КоАП РФ,   ст. 8.8 ч. 1 КоАП КоАП РФ направлялись для принятия решения в  Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Самарской области.  Информация по выявленным фактам нецелевого использования земли  направлена в УФНС по Самарской области  для начисления повышенной налоговой ставки.

За  2021 год специалистами муниципального земельного контроля направлены 131 претензия   на оплату за неосновательное обогащение на сумму 814467 рублей.

          Разночтений с органами государственного земельного   контроля по применению законодательства  в 2021 году  не возникало.

Оценка, тяжести  нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и выбора меры ответственности, вида административного наказания  не проводилась, ввиду того, что составленные акты с выявленными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации направляются в органы  уполномоченные на составление и рассмотрение протоколов об административных правонарушениях. При рассмотрении протоколов об административных правонарушениях лицо осуществляющее рассмотрение, определяет степень тяжести совершенного административного правонарушения и назначает административное наказание.

Отделами муниципального контроля (надзора)  в своей работе большое внимание  уделялось профилактике нарушений. Были реализованы в полном объеме Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Должностными лицами по земельному контролю в 2021 году проведены консультации с подконтрольными субъектами, которые осуществлялись на постоянной основе в ходе личной беседы, а также посредством телефонной связи. Таким образом, должностными лицами разъяснены вопросы по соблюдению требований земельного законодательства при ведении хозяйственной или иной деятельности, в ходе которой могут быть допущены нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля.

        Сформирован список нормативно правовых  актов по каждому виду муниципального контроля, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, размещен на официальном сайте администрации муниципального района  Волжский в сети «Интернет» соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю. Актуализация перечня проводилась по мере издания новых нормативно правовых актов или при внесении изменений в действующие.

Обязательные требования:

Муниципальный земельный контроль:

-  Земельный кодекс РФ, статья 25. Основания возникновения прав на землю.  Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".  Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

 Земельный кодекс РФ, статья 26.  Документы о правах на земельные участки.  Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".  Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Все без исключения юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, органы государственной власти, правообладатели земельных  участков и объектов недвижимости на них (индивидуальные жилые дома, строения здания, помещения и иные объекты)  обязаны осуществить государственную регистрацию права на указанные объекты недвижимости.

Земельный кодекс РФ, статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

 - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

 - своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами;  

- Правила землепользований и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты.

Муниципальный жилищный контроль:

- Жилищный кодекс РФ, статья 20.

Необходимое соблюдение обязательных требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. 

Муниципальный контроль в сфере благоустройства:

-  Обязательные требования по благоустройству - положения правил благоустройства установленных на территории территорий городский и  сельских поселений муниципального района Волжский Самарской области, также по:

- установлению границ прилегающих территорий;

- содержанию объектов благоустройства, в том числе по установке ограждений, не препятствующей свободному доступу маломобильных групп населения к объектам образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения;

- уборке территории поселения в зимний период;

- уборке территории поселения в летний период;

- прокладке, переустройству, ремонту и содержанию подземных коммуникаций на территориях общего пользования;

- посадке зеленых насаждений;

- охране и содержанию зеленых насаждений;

- выявлению карантинных, ядовитых и сорных растений, борьбе с ними, локализации, ликвидации их очагов;

- складированию твердых коммунальных отходов;

- выгулу животных;

- праздничному оформлению территории поселения.

Обязательные требования по контролю на автомобильном транспорте:

 - положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», также:

1) в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог местного значения (далее – автомобильные дороги местного значения или автомобильные дороги общего пользования местного значения):

а) к эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования;

б) к осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

2) установленных в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.

 

В 2021 году экспертные организации при осуществлении муниципального контроля  не привлекались.

Рекомендации в отношении мер и действий, принимаемых правообладателями земельных участков в целях недопущения правонарушений и их устранения:

- своевременно оформлять права на земельный участок (долю) в установленном законодательством порядке, использовать земельный участок исключительно при условии наличия, возникновения перехода права на земельный участок;

- своевременно осуществлять государственную регистрацию права, как на земельный участок, так и на объекты недвижимости на нем;

- исключать самовольное использование земельных участков;

- не допускать порчу и загрязнение земель, как природного ресурса;

- своевременно заключать договоры купли – продажи земельного участка в случаях установленных законодательством;

- обеспечить своевременный возврат земельных участков по истечению срока аренды;

- своевременно уплачивать земельный налог и арендную плату на землю;

- соблюдать сроки и условия использования земельных участков в случаях установленных законодательством;

- соблюдать границы отвода земельного участка;

- использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования;

- своевременно реагировать  на предостережения и предписания органа муниципального контроля

- проводить разъяснительную работу, направленную на повышение экологической грамотности руководящего и иного персонала в сфере охраны окружающей среды;

-        усилить производственный контроль на стационарных источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

 - внимательно изучать законодательство в области охраны атмосферного воздуха;

-        внимательно отслеживать сроки предоставления отчетов, предусмотренных природоохранным законодательством, и своевременно направлять их в соответствующие инстанции;

-        обеспечить постановку на государственный учет, всех объектов, входящих в состав юридического лица на государственный учет;

-        соблюдать требования  жилищного законодательства;

- соблюдать правила установленные  на территории сельских поселений;

-        своевременно реагировать  на предостережения и предписания органа муниципального контроля (надзора)  в части соблюдения обязательных требований законодательства.

       В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства, получить квалифицированную помощь по существу возможно посредством личного обращения к должностным лицам, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля по адресу: г. Самара, ул. Дыбенко, д. 12 В, каб. 304  (с понедельника по четверг с 8.00 до 17.00, в пятницу с 8.00 до 16.00, перерыв на обед с 12.00 до 12.48), телефон 8(846)260-30-42.

       Для того чтобы проследить в порядке самоконтроля, не допущены ли землепользователями самовольное занятие земель, достаточно соотнести границы земельного участка с фактически оформленными границами. Информация об оформленных границах земельных участков можно узнать на публичной кадастровой карте в сети «Интернет» по адресу: https://pkk.rosreestr.ru.

 

 

 

И.о. Заместителя главы

муниципального района                                                                 Т.Ю. Сухова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попова  2603351