Вернуться к обычному виду

15 марта 2019 года будет отмечаться Всемирный день защиты прав потребителей

12.03.2019
15 марта 2019 года будет отмечаться Всемирный день защиты прав потребителей

В преддверии всемирного дня защиты прав потребителей, который в 2019 году проходит под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства», специалисты отдела потребительского рынка разъясняют основные права потребителей при покупке и использовании смарт-устройств.

В настоящее время нет законодательного определения понятия «смарт-устройство». В целом же смарт-устройство можно определить, как электронное устройство, имеющее возможность подключения к другим устройствам и сетям передачи данных через беспроводные способы доступа. 

К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что они являются технически сложными товарами, как правило, имеют сенсорный экран, выполняют две и более функции. Обязательно имеют функции подключения к Интернету, непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении и могут применяться в различных сферах повседневной жизни.
Специального законодательства, регулирующего права потребителя при продаже и использовании смарт-устройств не имеется. Так как данные устройства относятся к технически сложным товарам, соответственно при их приобретении будут применяться Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 (далее – «Постановление»), а именно раздел 4 – «Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения», также следует руководствоваться положениями Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-І «О защите прав потребителей» (далее – «Закон»).

При заключении договора купли-продажи смарт-устройств потребитель прежде всего должен обратить внимание, вся ли определенная законодательством информация представлена продавцом. Так, в порядке статей 8, 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Указанная информация в наглядной и доступной форме (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, технической документации) доводится до сведения потребителей на русском языке (пункт 15 Постановления). 

В свете статьи 7 Закона потребитель имеет право на то, чтобы смарт-устройства при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации были безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вред имуществу потребителя. На основании статьи 4 Закона потребитель имеет право на приобретение смарт-устройств, качество которых соответствует договору, определенным требованиям, пригодным для использования в соответствии с целями потребителя, а также обязательным требованиям технических регламентов. 

В случае приобретения смарт-устройства ненадлежащего качества потребитель вправе заявить требования, установленные статьей 18 Закона «О защите прав потребителей». При этом важно понимать, что если смарт-устройство входит в Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», то право на возврат уплаченной за такое устройство денежной суммы или обмен такого устройства предусмотрен в первые 15 дней с момента передачи смарт-устройства потребителю. При обнаружении недостатка в смарт-устройстве по истечении 15-дневного срока, но в пределах гарантийного срока, потребитель вправе заявлять продавцу требование о безвозмездном устранении недостатка (гарантийный ремонт). 

Однако по истечении пятнадцатидневного срока потребитель вправе требовать возврата денежных средств или обмена в одном из следующих случаев:
• обнаружение существенного недостатка товара (неустранимого недостатка или недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или других подобных недостатков);
• нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара (гарантийный ремонт превысил 45 дней);
• невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В ситуации, когда недостаток в смарт-устройстве обнаружился за пределами гарантийного срока, но в пределах 2 лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет (посредством проведения независимой экспертизы), что недостатки в смарт-устройстве возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (заводской брак).

Важно помнить, что смарт-устройства надлежащего качества, не подошедшие потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, при продаже которых до потребителя была доведена полная и достоверная информация установленным законом способом, не подлежат возврату и обмену, поскольку смарт-устройства входят в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. Указанный Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55. 

Однако при приобретении смарт-устройств дистанционным способом – с помощью описания посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, сети Интернет, радиосвязи, устного описания и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя со смарт-устройством либо его образцом, потребитель вправе отказаться от смарт-устройства, приобретенного таким способом в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Данное положение закреплено в статье 26.1 Закона, аналогичная норма содержится в Правилах продажи товаров дистанционным способом (пункт 21), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

При возникновении вопросов, специалисты отдела потребительского рынка Администрации муниципального района Волжский окажут гражданам консультации по телефону: 8(846) 260-33-42. Адрес: г. Самара, ул. Дыбенко, 12Б, каб. 203, по будням: с понедельника по четверг с 8.00 до 17.00, в пятницу с 8.00 до 16.00. Обеденный перерыв - с 12.00 до 13.00.

Возврат к списку