Вернуться к обычному виду

Россельхознадзор по Самарской области информируетграждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

14.11.2017 Управление Россельхознадзора по Самарской области напоминает, что с 1 июля 2017 г. вступили в силу решения Евразийского экономического союза:
«Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории евразийского экономического союза» (решение от 30 ноября 2016 г. № 157);
«Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза» (решение от 30 ноября 2016 г № 158);
— «Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза» (решение от 30 ноября 2016 г № 159).
С целью доведения сведений о вступлении в силу указанных документов до заинтересованных лиц, указанная информация была размещена на официальных сайтах Россельхознадзора и Всемирной торговой организации, а также Россельхознадзорпроинформировал Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Секретариат Международной конвенции по карантину и защите растений.
Разъяснения по указанным документам размещены на информационно-правовом портале Евразийской экономической комиссии.
Разъяснения по заполнению графы «дополнительная декларация» фитосанитарных сертификатов, сопровождающих подкарантинную продукцию при ввозе на территорию стран-членов Евразийского экономического союза размещены здесьанглийская версия.
С 24 июля 2017 года введено в качестве временной карантинной фитосанитарной меры для ввоза и перемещения подкарантинной продукции требование об отсутствии во ввозимой и перемещаемой продукции 57 карантинных для Российской Федерации объектов.
Карантинные для России объекты из Перечня КВО, утвержденного приказом Минсельхоза России от 15.12.2014 № 501, не вошедшие в Единый Перечень ЕАЭС



За последнее время в области работы Россельхознадзора было принято несколько важных нормативных правовых актов, о которых следует знать поднадзорным субъектам:

1) Постановление Правительства РФ от 25.07.2017 N 880 "Об утверждении Правил ведения федеральных государственных информационных систем в области карантина растений".
Указанные Правила определяют порядок ведения следующих федеральных государственных информационных систем в области карантина растений:
а) система выдачи и учета результатов лабораторных исследований в области карантина растений;
б) система выдачи и учета фитосанитарной документации;
в) система выдачи и учета лицензий на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию.
Правилами установлены принципы ведения данных систем; ведение информационных систем должно осуществляться с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, о персональных данных.
Оператором ИС является Россельхознадзор. Участники информационного взаимодействия имеют право обратиться к оператору с запросом об оказании технической поддержки по вопросам, связанным с его взаимодействием с информационной системой в области карантина растений. Информация, содержащаяся в информационной системе является общедоступной и предоставляется оператором участникам информационного взаимодействия путем размещения информации на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений, в течение одного дня с момента ее получения (формирования); предоставления информации по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в течение 30 дней со дня поступления запроса.
Начало действия документа – 01.01.2018.

2) Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 N 791 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Документ вступил в силу с 14.07.2017 г.
В соответствии с указанным нормативным правовым актом в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 вносятся следующие изменения:
а) подпункт "в" пункта 3 изложить в следующей редакции:
"в) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.";
б) в пункте 5:
в подпункте "в":
в абзаце втором слова "оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" заменить словами "надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения";
в абзаце третьем слова "оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения" заменить словами "надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для ветеринарного применения";
абзац второй подпункта "г" после слов "фармацевтической деятельности, -" дополнить словами "правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения,";
в подпункте "д" слова "правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества" заменить словами "правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения";
в) предложение второе пункта 6 изложить в следующей редакции: "При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.";
г) абзац четвертый подпункта "б" пункта 9 после слов "сведения о" дополнить словами "наличии необходимого оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также о".

3) Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 N 762 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Документ вступает в силу с 01.10.2017 г.
В соответствии с указанным нормативным правовым актом Положение о государственном земельном надзоре (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1) дополняется пунктами 7(1) - 7(4) следующего содержания:
"7(1). Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
7(2). Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
7(3). Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7(4). Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).".

4) Приказ Минсельхоза России от 06.07.2017 N 329 "Об утверждении ветеринарных правил перемещения (перевозки) автомобильным транспортом свиней и кормов для них"
Указанный документ вступил в силу с 14.08.2017 г.

5) Приказ Минсельхоза России от 28.06.2017 N 311 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сапа".
Начало действия документа – 12.08.2017 г.

7) Приказ Минсельхоза России от 05.04.2017 N 166 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота".
Начало действия документа – 19.06.2017 г.

8) Приказ Минсельхоза России от 10.08.2017 N 390 "Об утверждении порядка немедленного извещений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме».
Вступает в силу – 09.08.2017 г.

9) Приказ Минсельхоза России от 10.05.2017 N 217 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов инфекционной анемии лошадей". Указанными ветеринарными правилами надлежит руководствоваться отделу государственного ветеринарного надзора при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Начало действия документа – 27.08.2017.

10) Приказ Минсельхоза России от 03.05.2017 N 212 "Об утверждении формы заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии и порядка проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов".
Вступил в силу 01.09.2017.

11) Приказ Минсельхоза России от 24.05.2017 N 252"Об утверждении Порядка ведения реестра подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности". Документ вступает в силу с 01.07.2017 г.
Ведение Реестра осуществляется Россельхознадзором на своем официальном сайте в сети «Интернет». Реестровая запись включает в себя наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя; его ИНН; место нахождения и юридический адрес либо адрес регистрации ИП; наименование подкарантинного объекта, на котором используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности.
Для включение в указанный реестр юридическое лицо или ИП, которому принадлежат подкарантинные объекты, представляют в территориальное управление Россельхознадзора заявление (утверждена рекомендуемая форма) о включении в реестр. Перечень прилагаемых к заявлению документов утвержден п. 7 Приказа.
Заявление может быть подано в Управление лично либо почтовым отправлением; регистрируется в день поступления и подлежит рассмотрению в течение 5 рабочих дней со дня регистрации.
В случае представления неполного пакета документов, заявитель в указанный срок в письменной форме уведомляется о прекращении рассмотрения заявления. В случае, если представленные документы соответствуют требованиям настоящего приказа, в течение 5 рабочих дней заявитель письменно уведомляется о дате и времени проведения в отношении него выездной проверки. Порядок проведения проверки, оформления ее результатов подробно описан в п. 11-14 Приказа.
Решение о включении подкарантинного объекта в Реестр оформляется в виде приказа Управления в течение 3 рабочих дней и в письменном виде направляется заявителю.
Кроме того, приказом определены основания и порядок внесения изменений в Реестр, а также исключения хозяйствующего субъекта из реестра подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности.

12) Приказ Россельхознадзора от 05.05.2017 г. № 421 «Об утверждении порядка действий уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции, форм и порядков заполнения, учета и хранения актов (протоколов) о факте изъятия и актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции, а также формы журнала регистрации таких актов".
Данный приказ принят во исполнение «Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2017 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию» и предусматривает, что решение об уничтожении запрещенной продукции принимается в присутствии не менее, чем двух должностных лиц территориального управления Россельхознадзора (одно из них обязательно уполномоченное должностное лицо) и не менее двух незаинтересованных лиц.
Изъятие фиксируется при помощи кино- и фотосъемки, а также актом, составляющемся в 2 экземплярах, один остается в управлении, второй - вручается владельцу продукции либо ее перевозчику.
Аналогичные требования выдвигаются к оформлению уничтожения продукции.
Фото- и видеосъемка должна фиксировать уполномоченное должностное лицо Россельхознадзора, незаинтересованных лиц, документы (в т.ч. акт об изъятии и сопроводительные документы на уничтожаемую продукцию), саму продукцию, а также всю процедуру ее уничтожения.
Начало действия документа – 28.08.2017 г.



Об утверждении порядка проведения аттестации специалистов в области ветеринарии

Россельхознадзор сообщает о том, что 21 августа 2017 года Минюстом России зарегистрирован приказ Минсельхоза России от 03.05.2017 № 212 «Об утверждении формы заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии и порядка проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов».
Этим, вступающим в законную силу нормативным актом, утвержден порядок проведения аттестации специалистов в области ветеринарии, не являющихся должностными лицами органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, и форму заявления об их аттестации.
Утверждение этого нормативного документа предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 № 1145"Об утверждении Правил аттестации специалистов в области ветеринарии".
Теперь, любой ветеринарный врач (кроме должностных лиц органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений), успешно прошедший данную аттестацию, может получить право на оформление в электронном виде ветеринарных сопроводительных документов.
Такое заявление вместе с необходимыми документами, исчерпывающий перечень которых имеется в упомянутом приказе, можно направить в любую из аттестационных комиссий, которые должны сформировать органы государственной власти в области ветеринарии субъектов Российской Федерации.После рассмотрения представленных документов назначается дата проведения квалификационного экзамена, который, согласно упомянутому выше приказу, должен состояться не позднее, чем на 30-й день после подачи заявления.
В случае успешного прохождения квалификационного экзамена аттестованный ветеринарный специалист получит право на оформлять ветеринарные сопроводительные документы в электронной форме в любом месте на территории Российской Федерации на те товары, которые включены в перечень товаров, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 647 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации», зарегистрированным Минюстом России 25 февраля 2016 г. за номером N 41209. 



О комментарии Россельхознадзора относительно внедрения электронной ветеринарной сертификации

Уважаемые коллеги, дамы и господа,
За последнее время мы получили с мест большой объем информации, который говорит нам о продолжающемся противодействии внедрению электронной ветеринарной сертификации, организуемому руководителями некоторых ветеринарных служб субъектов Российской Федерации и начальниками некоторых подразделений этих ветеринарных служб.
Противодействие организуется по нескольким направлениям, включая:
- воспрепятствование перемещению подконтрольных товаров, на которые оформлены ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) в электронной форме,
- навязывание оформления ВСД на защищенных бланках со взиманием оплаты за эти бланки,
- неисполнение норм права прямо установленных в федеральных законах, включая игнорирование процедуры учета ВСД, оформленных на бумажных носителях в Федеральной информационной системе в области ветеринарии (ВетИС),
- неисполнение норм права по аттестации ветеринарных врачей, не являющихся сотрудниками органов и учреждений государственной ветеринарной службы,
- непроведение разъяснительной и подготовительной работы с участниками производства и оборота в своем регионе, зачастую сопровождающееся прямой дезинформацией и распространением лжи,
- контрпропаганду против внедрения электронной ветеринарной сертификации,
- шантаж участников оборота – угрозы применения к ним штрафных санкций за использование электронных ветеринарных сертификатов.
Обращаясь к таким руководителям, хочу еще раз призвать прекратить эту деятельность.
Постарайтесь понять, что, вне зависимости от ваших мотивов, она не только является злостным нарушением действующего законодательства, но и является сознательным противодействием реализации государственной политики в сфере ветеринарии.
Противодействие государственной политике для должностных лиц органов государственной власти – это не просто проступок, это как минимум должностное правонарушение. В зависимости от последствий таких действий оно может стать преступлением.
Если желаете бороться против политики государства в этой сфере, покидайте органы исполнительной власти в указанной сфере и тогда боритесь за отмену электронной ветеринарной сертификации сколько вам будет угодно – ни кто вам слова не скажет. Но вы, коллеги, пока еще на службе, и должны вести себя соответственно.
Обращаясь к сотрудникам ветеринарных служб субъектов Российской Федерации, хочу обратить ваше внимание на то, что вы не должны исполнять указаний вашего руководства, если они идут в разрез с действующим законодательством.
Такие указания – противозаконны.
Их исполнение – также противозаконно.
А на вас, как на должностных лицах, лежит персональная ответственность за исполнение действующего законодательства.
Касаясь настоящего положения вещей, хочу коротко проинформировать вас о следующем.
Сейчас в ряде регионов муссируется «информация» о том, что якобы заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворкович дал распоряжение об отмене электронной ветеринарной сертификации до 01.07.2018.
Это не соответствует действительности. В порученческом пункте протокола записано следующее: «внести в установленном порядке проект федерального закона, предусматривающий внесение в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменения касающиеся:
Продления действующего порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную продукцию (за исключением уловов водных биологических ресурсов и продукции из них) до 01.07.2018 г.».
Как вы видите, в нем речь идет не об отмене электронной сертификации, а о переносе переходного периода, установленном в Федеральном Законе от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Это означает, что установленный этим законом правовой режим, предусматривающий, что:

«Статья 4
….
2. С 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме.
3. До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.
4. До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, кроме подконтрольных товаров, указанных в части 3 настоящей статьи, производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.».
В том случае, если перенос срока состоится, в этих пунктах дата будет изменена с «1 января 2018 года» на «1 июля 2018 года», но ни какого изменения иных норм права не произойдет.
Участников производства и оборота подконтрольных госветснадзору товаров, столкнувшихся с описанной противоправной деятельностью должностных лиц государственных ветеринарных служб субъектов Российской Федерации просим немедленно сообщать об этом нам (info@svfk.mcx.ru, sidorchuk-va@fsvps.ru ), в территориальные управления Россельхознадзора или в местные органы прокуратуры.



Об участии Россельхознадзора в заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский 27 октября провел «круглый стол» на тему «Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль: проблемы реализации».
В ходе мероприятия с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, экспертного сообщества были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за использованием и охраной земель. От Россельхознадзора с докладом выступила заместитель начальника Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Надежда Павлова.
По словам Сергея Лисовского, современное земельное законодательство в последнее время претерпело существенные изменения, которые затронули вопросы государственного управления земельными ресурсами, государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.
В ходе заседания были рассмотрены проблемы по осуществлению муниципального земельного контроля.
Активно обсуждался вопрос о передаче органам местного самоуправления полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Однако, как отметила в том числе Н. Павлова, эффективность осуществления муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения остается на низком уровне.
Сергей Лисовский также обратил внимание на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации не разработаны и не утверждены законы о муниципальном земельном контроле. Не все субъекты Российской Федерации понимают свою особую роль в обеспечении контрольно-надзорных мероприятий.
В ходе «круглого стола» были озвучены проблемы применения норм законодательства, направленные на реализацию изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Отмечена необходимость совершенствования норм статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».



Отдел фитосанитарного надзора и надзора в сфере семенного контроля и безопасности зерна обращает внимание.

Результаты плановых проверок по соблюдения требований законодательства РФ в области семеноводства сельскохозяйственных растений показали, что во многих хозяйствах Самарской области не на должном уровне поставлена работа по организации сортообновления и сортосмены. Это негативно сказывается на урожайности, а, в конечном счете, на валовом сборе и качестве зерна. Чтобы поддерживать сортовые качества возделываемых культур, необходимо своевременно производить сортообновление, поскольку семена высших репродукций в наибольшей мере отражают положительные стороны сорта, позволяют полнее реализовывать его хозяйственно-биологический потенциал. Как правило, в условиях производства после 4-й репродукции хозяйственно-биологические качества семян существенно снижаются: происходит засорение примесями, как сортовыми, так, и культурными. Накапливаются болезни, что вызывает снижение урожая и ухудшает качество зерна.
Управление Россельхознадзора по Самарской области обращает внимание сельхозпроизводителей, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве», Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 28.09.2010 г № 215-п установлено число поколений репродукционных семян, используемых для размножения культур и сортов сельскохозяйственных растений в Самарской области:
- в семенных посевах сортов зерновых, зернобобовых культур, крупяных культур, однолетних и многолетних трав оно должно быть не ниже 4 поколения (РС1-РС4),
- сортов кукурузы, подсолнечника, рапса сои, картофеля, бахчевых и овощных культур не ниже 2 поколения (РС1-РС2),
- сортов сахарной свеклы-не ниже 1 поколения (РС1).


Возврат к списку