Вернуться к обычному виду

Как защитить детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию?

Мы живем в век информации, которая обладает определенной силой воздействия на каждого из нас, а особенно на детей и подростков. Уже сложно представить современный мир без компьютеров, мобильных телефонов, Интернета. Все это - несомненные источники новейшей информации и знаний, которые так необходимы подрастающему поколению. К сожалению, у этой медали есть и обратная сторона. Вместе с необходимой, интересной и полезной информацией, человек получает практически неограниченный доступ к шокирующим данным, порой насильственного и эротического характера. Подобная информация может стать шокирующей, пугающей, травмирующей психику ребенка.
21 декабря 2010 года Государственной Думой был принят Федераль-ный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который направлен на защиту детей от разрушитель-ного, травмирующего их психику информационного воздействия, переиз-бытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации.
Закон делит несовершеннолетних на возрастные группы: до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет, и старше 16 лет, для которых запрещена та или иная информация.
К информации, вообще запрещенной для распространения среди несовер-шеннолетних, относится:
1. информация, побуждающая детей к совершению действий, представля-ющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
4. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5. оправдывающая противоправное поведение;
6. содержащая нецензурную брань;
7. содержащая информацию порнографического характера.

В таких средствах массовой информации, как телевидение, радио и печатная продукция размещение информационных знаков можно проконтролировать. С информацией, размещенной в телекоммуникационных сетях, дело обстоит значительно хуже. Массовое бесконтрольное размещение информации в Интернет невозможно проконтролировать и оценить возможный вред, который эта информация может нанести здоровью и развитию детей. В настоящее время практически любой человек может выложить в Интернет текстовую, аудио- или видеоинформацию. Участились случаи размещения в сети видеосъемок, снятых школьниками на мобильные телефоны или фотографий откровенно жестокого, циничного и аморального характера.
Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации, компьютерных технологий, цифровых инноваций. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, при которых школьнику даются готовые знания. Чтобы их получить ребенку теперь самому нужно будет научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего этому недугу подвержены именно подростки. Специалисты ведут речь о появлении «синдрома интернет-зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя от реальности в мир виртуальный.
В Интернете также есть игры, приложения которые получили широкое распространение. Например, всем хорошо известное приложение – «Моя любимая ферма». Вроде бы ничего особенного ни тебе мутантов, ни крови, ни насилия. Но как она затягивает, дети прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы полить огород или поухаживать за животными, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Они привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых.
Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном.
Кроме того, в социальных сетях распространены следующие виды мошенничества.
Кибермошенничество - это один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль.
Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание и социальное бойкотирование.
Как же уберечь ребенка от всего этого кибернетического ужаса? Для того чтобы уберечь наших детей, позаботьтесь о функции родительского контроля или установите фильтры. Сегодня существует множество полезных программ позволяющих сделать путешествие наших детей по Сети не только увлекательным, но и безопасным.
Представьте, что вы оказались перед скоростным шоссе, где в несколько рядов на бешенной скорости мчатся машины. Позволили бы вы своему ребенку самостоятельно перейти дорогу? Вряд ли, в реальной жизни вы бы его защитили, так почему же не сделать этого в виртуальном мире, где
Угрозы совсем не виртуальные. Да, мы не можем изолировать детей от компьютера, современная действительность диктует нам свои условия, но мы
можем сделать посещение Интернета безопасным.
Для этого мы с вами должны выполнять несколько простых правил:
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в социальных сетях, беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета.
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть. Расскажите ему, что в Интернете, как и в жизни встречаются и "хорошие”, и "плохие” люди. Объясните, что если он столкнется с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
Правило 3. Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки SMS, - во избежание потери денег.
Правило 4. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал подросток.

Берегите себя и своих детей. Пусть путешествие по океану информации в Сети будет для вас приятным, увлекательным, полезным, а главное безопасным!

Ответственный секретарь КДН и ЗП Н.А. Посмиченко.